Реферат Курсовая Конспект
Историко-филологический разбор термина секта - раздел Философия, Историко-Филологический Разбор Тер...
|
Современное понимание слова секта в протестантизме
Вобрало в себя самые различные понятия. Сектами именуют группы, крые отделились от традиционных мировых религий. Сектой именуют 1) любое неорганизованное религиозное движение, крое имеет свою идеологию. 2) группы, крые отделились от мировых религий; 3) наконец, сектами считают антитринитарные и христологич.ереси, т.е.организации, крые исповедуют такие идеи.
Классификация сект в русском сектоведении
1 - Некрые исследователи делили все секты на 2 категории – простонародные – хлысты, скопцы, и интеллигентные – пашковцы… 2 - Следующая систематизация предлагала все секты делить на евангелич.и духовные. 3 – по причинам возникновения, но не получила разработки. 4 – расположить все секты в хронологич.порядке. 5 – (общепризнанная) на три категории – мистические (хлысты, скопцы), рационалистические (духоборы, молокане, баптисты) и мистико-рационалистические (те, где эти два элемента сочетаются). Недостаток классиф. – что трудно провести разгранич.линию между рац-змом и мистицизмом, т.к.везде присутствуют элементы и рационализма, и мистицизма.
Классификация сект в святоотеческой литературе
Епифаний Кипрский и блаж.Феодорит Кирский
1) Св.Епифаний, «Панарион» (ковчежец) – в основание положен историч.и богословский критерий распределения ересей по категориям. По его мнению, Церковь существует от века и истинная вера была известна и Аврааму (познание Св.Троицы). Признаком ереси Епифаний считал любое отклонение от веры Адама и способа жизни Адама. Этих отклонений было в дохристианское время, по его мнению, 4 типа. Свои рассуждения о типе ересей в дохрист.время он строит на основании 3 главы посл.Павла к Колоссянам – «во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, но новая тварь». Поэтому отклонения от веры Адама – это эллинизм, иудаизм, варварство и скифство. Общее же количество ересей д.составлять ок.80, т.к.символически истолковал текст из Песн.Песней 8, 8-9: «Есть у меня 60 цариц и 80 наложниц, и девиц без числа». Т.к.брачный образ – Христа и Церкви, то наложницы – это ереси. Похожий подход – и у Ин Дамаскина, перечисление ересей – точно по схеме св.Епифания Кипрского. Причем завершает Ин Дамаскин завершает перечень исламом (101-я ересь). Но с т.зрения нашей экклезиологии схема неверная. 2) Др. пример классиф.ересей – у блаж.Феодорита Кирского, «Еретические басни». Он делил их на 4 группы. 1 – полиархисты в онтологии и докеты в христологии. Пример полиархистов – гностический дуализм. К этой группе он причислял 26 сект, преимущественно гностических, а также манихейство. 2 – ереси, крые в христологии придерживались иудаистич.воззрений (назореи, евиониты), или же разделяли учения динамистов и модалистов. К этой категории относил Павла Самосатского, Савеллия, назореев, евионитов. Что касается онтологии – нет четких указаний, но скорее всего, придерживались библейских представлений, что Бог и мир не отдалены друг от друга, и что это не две разные сущности. 3 – ереси, занимающие среднее положение между первыми 2 груп. – монтанисты, новатиане, т.е.ереси, крые были близки к расколу. Разделяли осн.положения правосл.вероучения, но были в расколе. 4 – ариане, несториане, Евтихий и прочие – все, кто возникли после 1го Вселен.собора. Т.о., он использовал два критерия – богословский и хронологич. Богословский – разделялся на два подкритерия – христология и онтология. По мнению Глубоковского, система бл.Феодорита была наиболее лучшей для его времени и едва ли не образцовой для конца 19 века.
Классификация автора (Р.М.Конь)
. М.было бы переработать бл.Феодорита, взять его 2 критерия – онтологический и христологический, и отказаться от его историч.критерия.
Тогда в 1 группу м.отнести тех, кто в онтологии придерживаются дуализма, а в христологии – докетизма. Ко 2 группе я предлагаю относить секты в онтологии придерживаются монизма, а в христологии – или иудействующих воззрений (что Христос – обычный человек), или представляют Христа как некое духовное ангелоподобное существо, или как какого-то агента высших сил. К 3 группе я предлагаю относить секты, крые в онтологии следуют библейскому учению, а в христологии разделяют модалистич.или динамические воззрения. К 4 группе – в онтологии признают библ.учение, но искажают православную христологию. К 5 группе – все группы, признающие православную онтологию и христологию, но отрицают правосл.учение о благодати и не имеют епископского преемства. Это баптисты, 50-ки, харизматы, адвентисты, раскольники и прочие.
– Конец работы –
Используемые теги: Историко-филологический, Разбор, термина, секта0.074
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историко-филологический разбор термина секта
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов