Анабаптизм в Германии

В Германии – противоположное явление. В 1520, г.Цвиккау, на границе с Богемией. Первыми анабаптистами в Германии считают 3х известных пророков. Шторк, Марк и Келлер. У них не было своей вероучительной системы, своего догматич.учения, они придерживались неск.взглядов, крые получили широкое признание среди своих последователей. Они считали, что получали личные откровения от Самого Бога, и в свете их необходимо толковать Писание. В сотериологии – придерживались уч.Лютера об оправдании верой, но от последователей требовали не т.веры, но и добрых дел, крые свидетельствовали о наличии этой веры. Для детей, т.к.было невозможно интеллект.усвоение истин веры, и не могли показать дел – то допускать их к крещению нет никакой нужды, т.е.их крещение невозможно. А т.к.все население Европы было крещено во младенчестве, то они заявляли, что всех надо перекрещивать, вновь крестить. «Анабаптизо» - перекрещивать. Своеобразна была эсхатология этих пророков. Они учили о скором конце света, об истреблении нечестивых и торжестве царства Христова на земле. Отрицали военную службу, присягу, требовали социального равенства. В 1525 г.в Германии началось вооруж.восстание за установление Царства Божия на земле. В его ходе погибло 100 тыс.человек. Мюнцер был арестован и казнен, и с тех пор название анабаптистов стало синонимом мятежников и бандитов. После подавления кр.восстания нем.анабаптисты терпели преследования со стороны и лютеран, и римо-католиков. Лютер рассматривал их как фанатиков, опасных для продвижения реформаторского дела, и с 1525 г.приверженность анабапт.взглядам стала караться смертью.

Спасаясь от преследований, анабаптисты рассеялись по всей Европе, гл.образом поселялись в Голландии. С 30х гг 16 в анабаптизм в крайних формах также стал возрождаться в Сев.Германии. Иоанн Букельсон, Герхард фон Клостер в 1534 добрались до немец.города Мюнстера, их проповедь там имела успех, и вскоре власть в городе перешла анабаптистам. К этому времени туда подоспел Ян Маттис, крый объявил Мюнстер апокалиптич.Иерусалимом, все жители крого д.перекреститься и стать анабаптистами. Кто не подчинялся, изгонялся из города, их имущество конфисковывалось. Затем вообще все имущество конфисковывалось, были введены общие трапезы, были отменены деньги. Город жил по указам Яна Маттиса. Во время одной вылазки за город Маттис был убит. Иоанн Лебецкий, к крому перешла власть, объявил город Горой Сион, себя – царем Давидом, ввел в городе полигамию (многоженство), начались оргии, крые длились целый год. В 1535 город был взят штурмом войсками католич.епископа. После этого за анабапт.окончательно закрепилась репутация религиозных мечтателей и опасных утопистов. Часть переселилась в Англию – ок.50 тыс. и в Россию. Если обобщить религ.воззрения – придерживались разных мнений. Или только Писание, или же что Писание следует толковать в свете внутренних озарений. Во всяком случае, каждый человек мог толковать Писание. В вопросе о спасении анабаптисты придерживались учения об оправдании верой. Также совпадали и их взгляды и в учении о Церкви. Все они рассматривали церковь как общину святых, непорочных, безгрешных людей. Только община имеет право прощать грехи, а также может наделять священством (доктрина всеобщего священства). Отрицали необходимость таинств для спасения, т.к.таинства не сообщают чку никакой благодати. Однако анабапт.расходились во взгляде на светские правительства и власти. Часть (гл.образом швейцар.происхождения) – придерживались библейских взглядов, что надо почитать и слушаться, хотя отказывали членам в праве давать присягу и служить в гос.учреждениях и армии. Другие – радикальные взгляды, что возможно установление на земле 1000летнего Царства Божия путем вооруженной борьбы.