Употребление слов «ересь» и «секта» в русском богословии

Церковь знала всегда только два подхода: что есть Церковь и что ею не является. В русском богословии все заблуждения, крые возникали на протяжении веков: движение стригольников, жидовствующих, позже идеи Башкина, Косого, Лютера – это рассматривалось как ересь. Затем, когда появились у нас хлысты (сер.17 в), их тоже стали именовать еретиками. Первое постановление Свящ.Синода по хлыстам – их называли богопротивной ересью. «Хлыстовство официально считается … т.е.дата появления в России – 1640е гг, но в конце 17 в в нашем богословии появляется слово «секта».

Все эти движения с этого времени стали именовать сектами. Согласно одному мнению, это слово было занесено к нам из Германии. Этого мнения придерживался проф.Глубоковский, но к этому мнению он приходит на основании обзора. Есть другое мнение проф.прот.Буткевича. Он считает, что это слово было заимствовано южнорусскими богословами из католич.богословия и перенесено в нашу терминологию. слово секта было заимствовано в значении ереси. По каким признакам можно об этом судить. Если это слово было занесено к нам в конце 17 в, то если мы посмотрим в каком значении оно использовалось в католич.и протестантском богословии, то увидим, что они исп.его в значении ересь, потому что критерии определения того, что есть секта, а что Церковь, были исключительно догматические. наша богословская наука вплоть до середины 19 в находилась под сильным западным влиянием. В начале 19 в преподавание в Академии шло на латыни, а первые уч.пособия на русском яз.представляли собой переводы католич.или протестантских авторов. Особенно под влиянием запада находилась наша историч.наука. Следы по истории древних ересей. Иванцов-Платонов использует термин секта применительно к еретическим движениям 1-3 вв, т.е.гностики для него тоже сектанты. Термин секта он использует следующим образом – соединяет понятие о секта как о целом и более или менее значительном обществе, состоящим не из одних ученых представителей, а и из народа, следующем за этими представителями, имеющим более или менее определенное мнение и общего для всех главу и руководителя. Но когда речь заходит о сути лжеучения, то он к пониманию секта использует слово «еретическая». Т.е.в этом смысле он понимает, что секта – это общество людей, крые исповедуют еретические взгляды. Более распространенным мнением в нашем богословии 19 в в определении секта понималось: 1) это общество людей разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом. Тогда считалось, что между сектой и вероисповеданием никакой разницы нет. Секта есть вероисповедание, крому следует незначительное число лиц, крое с т.зрения большинства считается ложной и вредной, а разницу между сектой и ересью видели в том, что ересь обозначала не только совокупность лиц, но и содержание самого раскола. Т.е.понимание секты было неопределенным, поэтому выражение «сектантское учение» можно было переводить как «еретическое учение». В нач.20 в существовавшее тогда определение сектантства было подвергнуто определенной критике. Этот процесс был обусловлен и вызван рядом причин. Одной из важнейших было сильное распространение сектантства в России. возникали новые секты, а также в Россию проникали баптисты, адвентисты, евангелисты. И для того, чтобы выразить правильное отношение к сектантству, необходимо было ясно представить себе, а с кем же мы имеем дело, какова природа этих организаций. Тогда стала вестись большая работа по определению природы сектантства и предпринимались попытки определить, а что есть секта.

Другим весьма важным фактором для изучения сектантства стало учреждение в нач.20 в (1912 г.) кафедр сектоведения в духовных заведениях РПЦ. В результате этих исследований стало ясно, что термин секта явл.новоязом в русском богословии. Этого термина нет в переводах на русский язык в творениях восточных отцов, этого термина нет в определениях вселенских соборов, в русском переводе Библии, в катехизисе митр.Филарета. Кроме того, слово секта было неопределенно, его можно было распространить как на раскольников, так и на еретиков.