Критерии сектантства

В нач.20 в появился целый ряд работ, крый пытался дать определение сектантству, обозначить критерии сектантства. Критерии сектантства (в этой литературе): 1) догматические (секта – это организация, края отступила от догматич.учения); 2) духовно-нравственные (секта – это организация, края отделилась от Церкви по духовно-нравств.причинам); 3) социологический (секта – это организация, края исповедует веру, края не м.быть названа верой народа). удачную гипотезу о природе сектантства выдвинул проф.прот.Буткевич. Он считал, что слово секта было занесено в Россию южнорусскими богословами из католич.богословия, где оно употреблялось для обозначения общин, крые отделились от Католич.церкви и учение крых было еще не осуждено,

в начале 20 в большинство наших богословов-миссионеров, крые работали с сектами, склонялись к мнению, что секта – это сообщество людей, отколовшихся от Церкви и исповедующие еретич.учение. речь в данном случае идет о лицах, крые вышли из христианской среды или отделились от Православной Церкви, т.е.баптисты, адвентисты. О них судили как об отделившихся. Наиболее ясное представление о границах Церкви и сектантства и наиболее ясные формулировки были сделаны на 6м отделе предсоборного присутствия.

принятие нового вероисповедного законодательства. Согласно ряду законов, крые были приняты в 1905-06 гг, крые именуются как законы веротерпимости или вероисповедной свободы, Церковь отделялась от государства. До этого момента отлучение от Православной Церкви решалось только после решения светского суда Почему была такая ситуация с отлучением? В силу историч.обстоятельств Церковь и государство были настолько связаны, что нарушение церковных канонов считалось нарушением закона, но когда был этот союз разорван, тогда перед Церковью возник вопрос, каким же образом определять свои границы, как относиться к сектантам, потому что, чтобы их отлучить, необходимо было выработать четкие критерии, не всех же отлучать.

Т.е.был установлен ряд критериев, что есть секта, а что ей не является. Эти критерии были догматические. были анафематствованы идеи, а не организации (организации могут меняться, но идеи нет, они могут лишь видоизменяться и переходить в др.организации).Развитию сектоведения в богословской науке помешала 1я Мировая война, затем революция и годы лихолетия,

такая ситуация продолжалась до нач.90х. Об этом м.судить по оценке, данной русскому богословию проф.Глубоковским. Он говорил, что в нач.20 в наше сектоведение достигло своего расцвета. когда наше богословие начало смотреть на сектантство не как на дикие бредни, а как на стремление человека к слиянию с Богом, единению с Богом и на стремление обрести альтернативную церковной модель спасения стали вскрываться подлинные внутренние мотивы сектантства и полемика с этим сектантством стало уже содержательной. И только в нач.20 в, когда произошло коренное изменение сознания понимания сектанства, когда попытались понять внутреннюю логику сектантства, сектоведение получило статус серьезной богословской науки, и полемика с сектантством стала предметной, а не отвлеченной теорией.

 

Тоталитарными сектами или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов, наносящие им вред путем использования определенной методики, называющейся контролированием сознания, для чего используются ограничения в пище и сне.

Название «тоталитарная секта» происходит от латинского слова totalis, т.е.всеобъемлющий, всеохватывающий (всего человека).

Признаки принадлежности:

1 критерий, «гуруизм». Первый и главный признак тоталитарного сектантства усматривается в гуруизме (лидер, заменяющий собою Бога).

секты, обладающие первым признаком – гуруизм, назваться религиозными в подлинном смысле не могут. Отсюда вывод, что никакой связи с Богом, как бы сектанты себе ее ни представляли, помимо лидера, в сектах нет и быть не может. Во-первых, здесь налицо явное внутреннее противоречие. С т.зрения тоталитарной теории, все мировые религии являются религиями, а секты,

возникшие во 2 половине 20 в, таковым не являются, но если мы подойдем с т.зрения православного богословия, то это окажется несостоятельным. С т.зрения этого определения подходит под тоталитарное сектантство, потому что гуру – это термин санскритский, и получается, что весь индуизм подходит под тоталитарную секту, но такое утверждение противоречит самой тоталит.теории, края считает мировые религии культурообразующими и как таковые не могущии быть сектантскими вообще.

если признак гуру (санскр.) является основным при определении их и классификации, он не соответствует действительности, потому что учение о гуру и почитание гуру в индийской религии стало складываться в 6-7 вв до РХ и завершилось где-то к 4-5 вв после РХ, и в это время в индийской религии сложилось учение о традиции. В этот период сформировалось понятие «парампара» - некая информац.цепь, в крую включены: Божество – гуру – человек. И по этой цепочке сакральное знание от божества сообщается человеку. и ученик подчинен в единую информационную цепь для получения сакрального знания. в индуизме сложилось такое положение, крое формирует вещи следующим образом – 1) без гуру спасение невозможно (это норма для индуизма). 2) преданность гуру не меньшая, чем Богу (это вторая норма).

Второй критерий тоталитарного сектантства – эзотерический разрыв.

Во второй половине 20 в появились секты, крые эзотеричны по своей природе, т.е.в секте есть по меньшей мере два уровня познания, доступа к сакральному знанию – для посвященных и для профанов. Эзотериками были гностики. Гностики всех людей делили на три категории: 1) пневматики; 2) душевных - психиков, 3) иликов (илия – вещество, т.е.плотяные). Та же самая картина была у манихеев (два уровня доступа к тайному знанию). И на этом основании говорить, что эзотеризм является признаком только современного тоталитарного сектантства, в наше время некорректно.

Третье – наличие жесткой структуры и стремление к захвату власти (отлич.черта тотал. сектантства 20 в). Но из истории известно много примеров, когда почти все еретики стремились к захвату власти, их структуры обладали не меньшей дисциплиной, чем современные секты, добиться торжества своих идей. Например, крые даже в конце 15 в стремились к захвату власти – жидовствующие. Или в 19 в скопец (секта скопцов) Елянский разработал план политич.переустройства общества России, согласно крому власть в империи переходила в руки скопцов при номинально правящем императоре (Елянский затем был посажен в дом умалишенных).

Четвертое – методы обращения, контролирования сознания и удержание адептов в сектах.

Считается, что новые секты, возникшие в 20 в, использовали способы для удержания людей в сектах, крые ранее не были известны в истории христианства, но это также неверно. Например, соврем.секта, края называется «Семья Бога» (или Дети Бога) с помощью религиозной проституции заманивают людей в свои секты. Однако эта практика известна еще с 4 в. по свидетельству св.Епифания Кипрского, этот способ был в ходу в гностических сектах, крые пытались завлечь его самого в секту, используя красоту и сладострастие женщины. Сама секта именует этот способ фишингом, от слова fish, т.е.ловить рыбу.

Пятое – конфессиональная анонимность.

Под ней понимают намеренное сокрытие конфессиональной принадлежности. Т.е.когда на улице к вам подходит сектант и спрашивает вас – хотите ли заниматься изучением Библии, если вам интересно, приходите в нашу организацию. – А вы кто? – мы христиане (или «церковь бога»). И человек, поверив, м.попасть в секту. Но этот способ также не является признаком тоталит.сектантства, т.к.этот способ известен с самых древних времен. Еще Христос предупреждал о ложных пророках, крые прельстят многих, так же много примеров в истории (книги, символика). В России этот способ использовался многими сектами, в особенности хлыстами.