рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методология "неабсолютистского" знания: найявада и сьядвада

Методология "неабсолютистского" знания: найявада и сьядвада - раздел Философия, Вопросы экзамену по индийской философии Методологическая Доктрина Джайнизма Именуется Анэканта-Вада - "доктри...

Методологическая доктрина джайнизма именуется анэканта-вада - "доктрина не-односторонности", так как направлена против, абсолютизации любого подхода к интерпретации реальности. Всякая односторонность приводит к ошибке, утверждают джайнекие философы, ибо сама действительность "не односторонна" (анэканта), многогранна, многомерна. Конкретизируются основополагающие идеи анэкантавады в форме двух отдельных доктрин: найявады и сьадвады.

I. Найявада - это система возможных подходов, точек зрения, соответствующих отношениям, которые наблюдаются в

действительности. По мнению джайнских мыслителей, любой способ познания, за исключением абсолютного, позволяет познать предмет только в некотором отношении, т.е. с определенной точки зрения. "Этот факт и обозначается термином "найя" ("руководство", "главный принцип", "метод").

Умасвати называет пять найя:

1. Найгама найя подразделяется на "частично охватываю

щую" и "полно охватывающую". "Найгама - это частичное

или полное схватывание значения и понимание тех слов,

которые общеупотребительны в народе" (Б. 1.35).

2.Самгдаха - второй вид найи означает рассмотрение вещи как принадлежащей к классу. "Самграха - схватывание общего смысла в отдельных частях"

3.Третий вид - вьявахара - имеется в виду "простой, мирской практический смысл" (Б.1.35). Здесь нет речи о разделении общих и специфических признаков, так как в реальной вещи они неразделимы.

4. Риджасутра - четвертый вид объясняется как "выделение признаков объектов, принадлежащих лишь к настоящему моменту" (Б.1.35). Это антипод самграха-найи.

5.Пятый вид найи - шабда делает акцент на роли языка в образовании понятий.

Маллишена поясняет, что "сама щабда" - это метод

объяснения значений с помощью синонимов.

Существует деление на а)"субстанциальные" и б)"изменчивые" найи. К "субстанциальным" относятся первые три найи, а к "изменчивым" - остальные.

II. Вторая знаменитая джайнская доктрина, разработанная в рамках анэкантавады, - сьядвада, согласно которой о любом объекте можно высказываться семью способами. А именно предмет высказывания:

1) некоторым образом существует (сьядасти);

2) некоторым образом не существует (сьяднасти) ;

3) некоторым образом и существует и не существует (сья-даетинаетича) ;

4) некоторым образом невыразим (сьядавактавйам) ;

5) некоторым образом и существует и невыразим (еьяда-ст.иавактавьямча) ;

6) некоторым образом и не существует и невыразим (сьяд"асти.авактавйамча) ;

7) некоторым образом и существует и не существует и невыразим (сьядастинастича авактавьямча).

 

При этом ни одно из высказываний не исключает других и все они могут быть истинными одновременно, каждое относительно своих предпосылок, которых выделяется четыре: цветоформа (рупа), субстанция (дравья), место (кшетра) и время (кала).

Хотя "высказывания сьядвады могут считаться истинными только применительно к своим предпосылкам, джайны не абсолютизируют даже относительность их истинности. Называя каждое предложение "неполным".

 

14. В чем специфика формирования индийской философской традиции по сравнению с западной?

 

-Еще в дофилософский период было открыто единство Брахмана и Атмана, идея высшего блага и его достижения. Так зарождалось будущее поле обьектов “заинтересованной рефлексии” будущего философа ( еще не предметов философии в реальном смысле слова).

-Генезис брахманисткой философии почти полностью совпадает с генезисом греческой, отставая видимо не более чем на одно поколение, тем немении есть определенные отличия.

- Философия в индии, это особый вид теоретической рефлексии.

- Индийская философия это не в коем случае не мистико практический антипод европейскому философствованию. Здесь ставятся проблемы соотношения восприятия и логического вывода, исследование связи слова и референта. Это никак не укладывается в представление о “только практическом” интересе в индийской философии.

1) Итак, прежде всего следует сказать, что в основе индийского философствования лежит устная традиция, а в западной письменная.

2) То, что предшествовало западной философии это были мифы, а индийской ритуалистика, нуака о ритуале одной из частей которой была гарамматика. Индийская философия с религиозным сознанием до конца не порывает.

2.1) Именно вокруг ритуалла и для обслуживания его нужд складывается литература, получившая название священной литературы Вед ( шрути).

3) В индийской философии аутентичность подтверждалась древностью, архаичностью, а на западе наоборот, новизной, оригинальностю.

4) Философии на западе предшествовала мифология с которым в свою очередь она порвала все отношения.

5) Философии в индии предшествовала ритуалистика, религиозность, нацеленность на освобождение, которая была присуща ведам не была отвергнута, она органически переплелась с ней. Отсюда и ее религиозный характер.

6) Все шесть даршан признают так или иначе веды, а миманса и веданта это те системы которые даже строят свою философию непосредственно на текстах вед ( это те школы которые мы называем астика) (миманса занималась - теоретизацией ритуально-текстовой деятельности, веданта - природой высшего знания. Пожалуй, только две из даршан - миманса и веданта - опираются непосредственно на ведийский субстрат (миманса строится как толкование ведийских предписаний деловой части вед - карма-канды, веданта сосредоточивается на джняна-канде - ведийском гносисе, в котором изложено учение об Атмане и Брахмане), все остальные формируются на основаниях, более или менее независимых от ведийского канона.

7) Традиция существовала в течении долгого времени в устной форме. Использовалась такая наука как мнемоника позволяющая запомнить огромное количество информации.

8) Так как архаичность была критерием истиности, то все последующие произведения приписывались какому то легиндарному основателю традиции. И любая новая система уделяла не мало времени и усилий для того, чтобы доказать свою непосредственную ( идейную) принадлежность к тому или или иному авторитету.

9) В западной традиции есть нечто абсолютно противоположное. Слова Аристотеля “Сократ мне друг, а истина дороже” не двухсмысленно свидетельствуют об этом.

10) Инклузивизм свойствен индийской философии.

11) В индийской философии нет никакой хронологической системы отсчета, а мировосприятие имеет циклический характер.

12) На западе время рассматривается как линейное.

13) Во-первых, в отличие от европейской традиции, философия в Индии никогда не обретала статус секулярной или сугубо теоретической дисциплины, здесь небыло того, что мы называем знание ради знания. Тем неменее, здесь конечно же присутствовал также гностический эллемент.

14) Большое значение имел филсофский дискурс, устраивались так называемые “брахмодьи” где собравшиеся люди могли обсудить тот или иной философский вопрос. Таким образом рождались новые идеи. Школы взаимно влияли друг на друга, укрепляя и разрабатывая все новую агрументацию в подтверждение своих позиций.

15) Макс М. называет Индию страной философов.

16) Если на западе философы говорили о свободе, то в индии говорили об освобождении.

17) Его идеал - не свобода для человека, а свобода от состояния человека как такового, выход за круговорот перевоплощений и полное "развоплощение", сопровождаемое угасанием сознания.

18) Верования ариев основывались на единстве мирового и небесного порядков. Чтобы задобрить богов люди приносили им жертвоприношения, однако со временем инструмент жертвоприношения - жречество превращается в самоцель.

19) Главными фигурами ритуала становятся брахманы. Только правельное исполнение ритуала приносит плоды поэтому именно формальная сторона ритуала играет первостепенную важность. Знание ритуальных процедур дает жрецу, как бы, власть над вселенной.

Тексты выполняют функцию учителя и предназначены для перестройки сознания.

Космогонические гимны Ригведы и Адхарваведы.

Мистерия по перестройке сознания.

Задача человека не спасение, а освобождение.

 

 

15. Каковы основные различия между ньяей и вайшешикой, санкхьей и йогой, ведантой и мимансой?

 

Ньяя: питхарапаковада - изменения возникают в целом.

Вайшешика: пилупакавада - изменения возникают в атомах.

 

16. Какова мировоззренческая основа пуран?

Пураны( предания)

Существуют 1) шиваитские и 2) вишнуитские П.

Шиваитские пураны: 1. Шива, 2. Линга, 3. Агни, 4. Ваю, 5. Матсья, 6. Сканда, 7. Курма.

Вишнуитские: 1. Вишну, 2) Бхагавата, 3) Нарадия, 4) Гаруда, 5) Падма, 6) Вараха.

« «Бхагавата-пурана», «Бхагавата» -одна из восемнадцати великих пуран; посвященная по преимуществу Вишну - Кришне и его аватарам. Была создана на юге Индии предположительно в 9 - 10 вв.и явилась одним из произведений, обобщивших опыт так называемого «южного бхакти». «Бхагавата» утверждает новый религиозный идеал и новую систему отношений между человеком и богом» стр. 91.

Пураны буквально переводятся “древние пуредания”, они более поздние чем эпические поэмы. Первоначально представляли, особый жанр устной поэзии - мифологического, космологического и историко генеалогического содержания. Письменное оформление имело место в 1 тыс. н.э. Традиция считает обязательной для каждой П. пять тематических рублик ( панча лакшана): 1) космогония, 2) описание гибели мира и нового творения, 3) генеалогия богов и риши, 4) периоды различных ману ( манвантары), 5) родословия и легендарная история важнейших царских династий. Этот набор выдерживался полностью далеко не всегда. В пуранах содержался также разнообразный повествовательный материал например мифы, большинство индуисткких мифов взяты именно из пуран. Значительное место в П. уделено ритуальным предписаниям, а также различным маршрутам и обьектам поломничества.

 


[1] В сутре 16 аналогия определяется как “Сравнение есть доказательство сравниваемого из его подобия с известным”. Нйаики фактически рассматривали всякое умозаключение как вывод по аналогии

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопросы экзамену по индийской философии

На сайте allrefs.net читайте: "Вопросы экзамену по индийской философии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методология "неабсолютистского" знания: найявада и сьядвада

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К кандидатскому экзамену по индийской философии
  1. В чем заключается "разделение труда" между индуистскими даршанами? "Ньяя занимается проблемами логики, вайшешика - физикой, т. е

Категории логики ньяи.
Нйайа-сутра (II, 34) говорит о трех видах вывода: 1) пурвават - вывод из причины, когда о прошедшем дожде мы судим по мокрым крышам; 2) сешават - вывод из следствия, когда о хороше

Теория умозаключения
В европейской традиции эта теория соответствует силлогизму. Первоначально существовал взгляд, что силлогизм состоит из десяти суждений. Гаутама говорит о пятичленном силлогизме: 1) утверждаемый тез

Теория проникновения
Этим представлениями сложно найти подобие в аристотелевской логике. Вйапти означает нахождение признаков одной вещи в другой, иногда в скрытом состоянии. Носитель признака - более ши

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги