Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы совершать прекрасные поступки, нежели в том, чтобы не совершать постыдных.
Аристотель
Помимо всего прочего трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе, ведь свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно, но внедрено в нас самой природой. Правда, эгоизм справедливо порицается, но он заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви; то же приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены, так сказать, все люди.
Аристотель. Политика, 1263 а-b
Еще один предрассудок: бедные и угнетенные являются носителями высших моральных ценностей и поэтому призваны принести их всему человечеству. Этому нет доказательства.
Н.М. Амосов (Литературная газета, 1988, ноябрь)
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.
В. Г. Белинский
Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному.
Н. А. Бердяев
Уважение — это искреннее признание чьих-либо достоинств.
Л. Вовенарг
Нравственность — это разум воли. Гегель
Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.
Гегель
Главный фундамент нравственности есть добрая воля.
Гете
Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
П. Гольбах
Пусть намерения будут исполнены альтруизма, но пусть в то же время каждый старается сделать для себя бесполезной жертву другого.
Ж. М. Гюйо
Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто побуждается к ней законом и силою. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого поступка закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силою убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно, с разумением и с сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямодушным.
Демокрит
Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть благодарным — подлость.
В. О. Ключевский
Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.
Ж.-Б. Мольер
Не жди от людей большего, чем ты даешь им сам.
К. П. Орловский
Есть сорт людей, так называемые “моралисты”, которые не умеют думать о других людях тепло, мягко, человечно. Для них люди — не живые, полнокровные существа, а марионетки, носители тех или иных принципов.
Неизвестный автор
Не будь волком, но и не будь овцою, чтобы не съели волки
Саади Ширази
Кто попустительствует дурным людям, тот вредит хорошим.
Публилий Сир
Всякий негодяй всегда подозревает других людей в какой-нибудь низости.
В. В. Стасов[69]
Всякое сравнение себя с другими для оправдания себя есть соблазн, препятствующий и доброй жизни и главному ее делу — совершенствованию. Сравнивай себя только с высшим совершенством, а не с людьми, которые могут быть ниже тебя.
Л. Н. Толстой. Смирение
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать... А спокойствие — душевная подлость.
Л. Н. Толстой
Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно, и потому порядочный человек так же, как он все неприятные для других дела делает в уединении, так же и в уединении предается своему унынию и раздражению.
Л. Н. Толстой
Чем порядочнее человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии.
Цицерон
Не люби ближнего, как самого себя. Это — наглость, если ты доволен собой, и оскорбление, если ты собой недоволен.
Б. Шоу
* * *
Просто нравственный человек делает добро по мере своих сил и избегает делать зло. Человек же нравственно развитый идет дальше: он не ограничивается выбором в пользу добра, а стремится принести людям как можно больше пользы.[70]