Мухаммед

Пророк Мухаммед (Магомед) (570-632) - мифологизированный образ основателя мировой религии - ислама и мусульманского государства. Согласно мусульманской мифологии Мухаммед был смертным, неученым человеком, однако ближе всех стоял к Аллаху. Аллах вложил в уста Мухаммеда проповеди, которые затем вошли в Коран - главную священную книгу мусульман. Несомненно, пророк Мухаммед является выдающимся человеком, в частности, его можно считать одним из первых экофилософов. Многочисленные высказывания и притчи, связанные с ним, являют собой пример глу-бокого этического отношения к живым существам.

Мухаммед учил, что охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться её ресурсами. Даже накануне Судного дня люди должны вести себя достойно, ибо Мухаммед сказал: "Если придет Судный день и у тебя в ладони будет росток пальмы, ты должен его посадить. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка деревьев - это хорошее дело само по себе". Посадка пальмового ростка продолжает жизнь, даже если от неё нет прямой выгоды. Мухаммед говорил, что некоторые деревья благословенны как мусульмане, в особенности пальма.

Когда Мухаммед стал правителем Мекки и Медины, он объявил, что все деревья в этих городах находятся под его защитой. "Я объявляю Медину, и всё, что находится между её двумя горными тропами, святым, и срывать листья здесь можно лишь для прокорма лошадей", "Дичь Мекки нельзя тревожить, а её свежие травы - срезать. У человека, срубившего дерево, топор будет конфискован" (Islam, 1992). Он учил, что посадка деревьев может служить заменой милостыне.

Мухаммед призывал заботиться не только о животных и растениях, но и о горах, как божьих созданиях. Когда гору Ухуд потрясло землетрясение, он успокоил её: "Будь спокойна, Ухуд" (Islam, 1992). Мухаммед учил, что всё созданное Аллахом свято - "вся эта земля - мечеть" (Islam, 1992). Нельзя проклинать природу (из-за стихийных бедствий). Мухаммед учил: "Не ругайте природу, потому что она подчиняется господу богу" (Экология, 1994), а также: "Не загрязняйте стоячих вод и водоёмов".

Со времён пророка Мухаммеда в практике мусульман стали применяться концепции "харима" и "химы" - ничейных природных зон, своего рода прообразы заповедников. Но особенно пророк Мухаммед известен своими этическими действиями и поучениями в защиту животных. Один из его заветов такой: "Настоящий верующий тот, кто не вредит другим своими мыслями, словами и делами", а также "Кто добр к существам божьим, тот добр к себе" (Islam, 1992).

Пророк Мухаммед как-то рассказал историю, что однажды его укусил муравей и поэтому он приказал сжечь муравейник. Узнав об этом, Аллах отчитал его. Товарищи Мухаммеда забрали птенцов из гнезда одной птицы. Когда пророк увидел птицу-мать, кружащую в отчаяньи, он спросил: "Кто оскорбил чувства этой птицы, забрав её птенцов?" и приказал вернуть их обратно в гнездо. Мухаммед в поучение рассказывал еще историю об одной женщине, которую Аллах наказал за то, что она держала взаперти кошку и та умерла от голода.

Экологическая этика, проповедуемая Мухаммедом, не ограничивается лишь физической защитой, она запрещает даже словами оскорблять животных. Как-то Мухаммед услыхал, как одна женщина ругала верблюдицу. Он пожурил женщину, сказав: "Оставь её в покое" (Islam, 1992).

Глубокая мораль заложена в следующем высказывании пророка ислама: "Все существа зависят от бога (Аллаха), и больше всех бог (Аллах) любит тех, кто делает добро другим существам божьим" (Islam, 1992).

Как пример Мухаммед рассказал такую историю: "Один человек шел по дороге и почувствовал сильную жажду. Тут он вдруг увидел колодец, залез в него и напился. А когда выбрался наружу, то заметил тяжело дышащую собаку, жующую от жажды землю, и сказал себе: "Эта собака также хочет пить, как и я хотел". Поэтому он вновь спустился в колодец, набрал воды в туфлю, и держа её во рту, вылез и дал собаке напиться. И Аллах поблагодарил его за этот поступок". Те, кто его слушал, спросили : "О, посланник Аллаха, есть ли для нас награда в животных?" Он ответил: "Награда будет в каждом добром поступке к животному" (Islam, 1992). Рассказывают, что однажды Мухаммед оставил на земле свою верхнюю одежду, чтобы не тревожить спавшую на ней кошку.

В своих притчах и проповедях пророк Мухаммед учил людей относиться к животным с любовью, добротой, участием и состраданием. Он указывал на то, что животные, как и человек, имеют особую общественную ценность, ибо созданы Аллахом. Пророк считал все живые создания достойными защиты и мягкого обращения. Однажды его спросили, будет ли за милосердие, проявленное к животным, награда от бога. Он ответил коротко: "За милосердие, проявленное к каждому созданию с влажным сердцем будет награда". Влажность сердца - это указание на жизнь. Таким образом, милосердие можно проявлять ко всем живым существам (Павлова, 1998).

Все существа подобны семье бога. Ибо как сказано в Коране: "Нет зверя на Земле, или птицы в небе, есть такие же существа как вы сами, и все они вернутся к богу (Аллаху)" (Коран, 6:38).

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

2. Мифы народов мира, 1992 // Сов. энциклопедия, т. 2, М., 719 стр.

3. Павлова Т.Н., 1998. Биоэтика в высшей школе, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

4. Экология и религия, 1994. Сост. Н.А. Трофимчук, М.: РАУ, Луч стр. 409.

5. Islam and ecology, 1992. Еd. F. Khalid, J. O'Brien, WWF, New York, 105 p.