Снайдер Гарри

Гарри Снайдер (род. 1930 год) - известный современный американский экофилософ, писатель, поэт. Преподает в университете Калифорнии. Член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("Envirenmental ethics"). Лауреат Пулитцеровской премии (1975) за книгу "Черепаший остров", принесшей ему мировую славу. Его взгляды можно охарактеризовать как "духовная экология". Опубликовал 14 книг поэзии и прозы в защиту дикой природы. Поэт неоднократно заявлял, что его избирательным округом будет дикая природа, а он - ее спикером в Конгрессе.

В СССР и странах СНГ Гарри Снайдер не известен.

Гарри Снайдер родился в Сан-Франциско, его детство прошло на молочной ферме родителей, и конечно, влияние дикой природы он испытал еще тогда. "В юности у меня была непосредственная, интуитивная глубокая симпатия к природному миру, которой меня никто не учил. В этом смысле природа является моим "гуру" (Snyder, 1998). После войны Снайдер работал торговым моряком, лесорубом и лесным сторожем, в 1953 году поступил в аспирантуру по восточным языкам в Калифорнийский университет. В 1956 году Снайдер получает стипендию для учебы в Японии, где проводит два года в изучении восточной философии и религии дзен буддизма. С 1970 года Снайдер жил в северной части Сьерра Невады, на краю национального леса Тахо, развивая горное фермерское хозяйство и работая с новыми и старыми поселенцами региона. Дзен остается центром его жизни. Гарри Снайдер пишет, что его попытка вернуться к земле является "не каким-то ностальгическим воспроизведением девятнадцатого столетия. Здесь есть поколение белых людей, в конечном счете готовое учиться у старших. Как жить на континенте, помня, что наши дети и далее на протяжении веков по-прежнему будут здесь (не на Луне). Любящие и защищающие эту землю, эти деревья, этих волков, туземцы Черепашьего острова" (Snyder, 1974).

На протяжении всех этих лет Снайдер написал девять книг поэзий и пять книг прозы. Работы, завершенные во время и сразу после его поездки в Японию, такие, как "В глубине страны", кажутся сильно восточными, а более поздние являются экологическими и мифологическими. В духе Генри Торо Снайдер исследует близкую связь между человеком и местом, человеком и жизнью. "Мы только начали здесь в последние десять лет создавать песни, которые будут говорить от имени растений, гор, животных и детей. Когда вы видите своего первого оленя в течении дня, вы поете, чтобы приветствовать оленя или вашего первого черного дрозда - я видел одного этим утром! Такая поэзия будет создана нами, когда мы заново заселим эту землю людьми, которые знают, что они принадлежат ей; для которых "первобытное" - это не слово, которое обозначает прошлое, но первичное и будущее"(цит. по Oelschlaeger, 1991).

Поэзия Снайдера несет в себе связь между примитивными формами сознания и способами бытия в мире. "Черепаший остров" - общечеловеческий миф древних народов, где масса Земли, которая поддерживает жизнь, поднимаясь как спина космической черепахи, возвышается над водой. Цивилизация у поэта характеризуется, как расползающийся рак, который он диагностирует, как вызванный вирусом денег.

В воскресенье четырехколесный джип
Компании по недвижимости привозит
Землемеров, проектировщиков,
Они говорят Земле:
"Раздвинь свои ноги..."
(цит. по Oelschlaeger, 1991).

Снайдер побуждает нас учиться мудрости у американских туземцев, искать знаний не для того, чтобы господствовать над природой, а для того, чтобы найти свое место в паутине жизни.

Эта живая текущая Земля,
Это все, что существует навсегда.
Мы - это она,
Она поет через нас.
Мы могли жить на этой Земле
Без одежды или инструментов!
(цит. по Oelschlaeger, 1991).

Философия Снайдера проста и понятна. "Мыслители глубинной экологии настаивают на том, что природный мир имеет собственную ценность, что здоровье природных систем должно стать самой первой заботой, и что это лучше всего служит интересам человечества. Они осознают, что первобытные люди повсюду - наши учителя в этих ценностях" (Snyder, 1984). Когда Снайдер пишет об этих вещах, они становятся глубоко философскими - в стихах и прозе мысли автора выражены предельно ясно и четко. "Дикая земля, хорошая земля, священная земля. Наше понятие Хорошей Земли идет от сельского хозяйства, где оно сужается до значения земли плодородной, возделанной, и таким образом, являющейся противоположностью дикой", - пишет ученый, и сразу приводит пример, что только дикие земли признавались язычниками священными. "Только от древних культур мы слышим о священных лесах, священных землях в контексте истинной веры и обычаев" (Snyder, 1984).

По мнению Снайдера, сейчас пора провести переоценку ценностей, вернувшись к древним понятиям. Дикая земля - одновременно хорошая и священная: "понятия Хороший (способствующий существованию множества жизней), Дикий (естественный, природный) и, наконец, Священный в действительности оказываются едиными. (...) Хорошее, дикое и священное не могут быть разделены и находиться на расстоянии друг от друга" (Snyder, 1984).

Снайдер приводит синтоистскую заповедь о сохранении священных уголков природы: "Никогда не режьте ничего, никогда не возводите ничего, не утверждайте, никогда не выясняйте ничего в святых природных местах, добираясь до научной истины, и не разбирайте, не деформируйте ничего по той же причине. Не охотьтесь, не ловите рыбу, не прореживайте лес, не поджигайте и не тушите горящее" (Snyder, 1984).

Различные дикие места имеют множество применений. "Это места, где уединяются женщины, места, где принимаются тела умерших, и где молодые юноши и девушки получают особые наставления. Такие места пророческие, заряженные особым значением и силой. Помнятся такие места очень долго"(Snyder, 1984). Можно заметить, что романтизм экологии Снайдера очень практичный. Он не только воспевает, но больше учит. Наблюдая за отношением различных культур к природе, Снайдер подчеркивает общую черту - отношение у жителей деревень всегда более бережное к природе, чем у горожан. И даже "этикет жителей деревень может быть таким же изысканным, сложным, как и любого городского человека" (Snyder, 1984). Интересен пример из древней китайской поэмы; после очередного восстания ее герой воскликнул: "Государство разрушено, но горы и реки живы!". Японский поэт Нанао Сакаки недавно переделал эту строчку, дав ей современное прочтение: "Горы и реки разрушены, а государство живет!" Горькая ирония.

В своих книгах Гарри Снайдер призывает: "Мы благословлены небольшим остатком дикой природы, наследием, которое необходимо сохранить для народов всего мира (...). Глухие леса снова возвращаются. Древние леса Запада все еще вокруг нас. Все дома Сан-Франциско, Портленда, Сиэтла, Лонгвью построены из старых стволов деревьев. Сковырните краску в старой квартире в Сан-Франциско, и вы увидите первоклассные панели красного дерева. Мы ежедневно живем в укрытии древних деревьев. Нашим праправнукам, вероятней всего, придется жить в укрытии, состоящем из отдельных растений устья реки.

Такое же количество лет, как живет дерево, необходимо упавшему дереву, чтобы вернуться в почву. Если бы общества научились жить таким темпом, не было бы вымирания, были бы чистые реки, и лосось вернулся бы метать икру.

Девственный Лес;
Древний;
Чистый;
Крепкий; достигший высоты"
(Snyder, 1984).

Гарри Снайдер является лидером "великой революции рюкзаков" 1960-1970-х годов, когда миллионы американцев покидали церкви и отправлялись молиться в горы. Его этика соединяет в себе буддизм, американский культ дикой природы и экологическую мудрость американских индейцев. "Растения и животные те же люди", - пишет Снайдер. Поэтому он требует перефразировать известный лозунг "Власть людям" на "Власть всем людям", поясняя: "Нам необходимо включить других людей, ... ползающих, и ходящих, и летающих, и плавающих в нашу вселенскую общность. Ведь если всех этих людей не учить, то они восстанут против нас, как американские колонисты против британского правительства" (цит. по: Nash, 1989). Снайдер считает, что "обиженная человеком природа не будет вести с ним переговоры о его выживании". Как выход он предлагает расширять моральную общность и включать "всю остальную жизнь" в наше демократическое общество (Nash, 1989).

Снайдер преднамеренно применяет правовой либерализм к проблеме взаимоотношения человека с природой. Он отождествляет природу с подавленным меньшинством, права которого постоянно нарушаются человеком. Как поэт и буддист, он видит себя в роли защитника "дерева, которое не представлено ни на интеллектуальном, ни на правительственном уровне". Его вахтой стала "дикая природа", идеологией - глубинная экология, оружием - проза и стихи.

О Сила, что вихрем несет нас друг к другу
Даруй нам блаженство
Даруй нам великое освобождение
И всему живому,
Исчезающему, израненному,
Чья жизнь на Земле под угрозой
Мы отдаем эту любовь
Да приумножится их число
(цит. по: Oelschlaeger, 1991).

Поэты, считает Снайдер, уникальны тем, что "могут понимать деревья". В отличие от многих американских экофилософов, неизвестных широкой публике, Гарри Снайдер является известным оратором, лектором, популярным объектом для телевизионных интервью, своего рода спикером прав природы. Он говорит о новой, расширенной демократии, которая будет включать сферу нечеловеческого.

Другой экологической идеей, которую активно развивает Гарри Снайдер, является идея биорегионализма - политически и экологически децентрализованной культуры, где люди пытаются жить в согласии с природой.

Литература

1. Halper J., ed., 1991. Gary Snyder: dimensions of a life, San Francisco: Sierra Club Books, 452 p.

2. McLeon, Wm. Scott, ed., 1980. Gary Snyder: The real work, New York, New Direction.

3. Murphy P., 1992. Understanding Gary Snyder, Columbia, S. C.: University of South California Press.

4. Nash R., 1989. The rights of nature, The University of Wisconsin Press, Madison, 290 p.

5. Oelshlaeger M., 1991. The idea of wilderness, Yale University Press, New Haven and London, pp. 243-281.

6. Snyder G., 1960. Myths and texts, New Directions, New York.

7. Snyder G., 1974. Тurtle island, New Directions, New York.

8. Snyder G., 1977. The old ways, City lights, San Francisco.

9. Snyder G., 1978. Wild in China, Co Evolution Quarterly Fall.

10. Snyder G., 1979. He who hunted birds in his eather's village, Gray Fox, San Francisco.

11. Snyder G., 1981. Ink and Charcoal, Co Evolution Quarterly, Winter.

12. Snyder G., 1984. Good, wild, sacred, Five Seansons Press, Madley, Hereford.

13. Snyder G., 1992. The etiquette of freedom // The wilderness condition, ed. M. Oelschlaeger, D.C., Covelo, California, pp. 21-40.

14. Snyder G., 1992a. No nature: new and selected poems, San Francisco: Pantheon Books.

15. Snyder G., 1994. Coming into the watershed, New York: Pantheon Books.

16. Snyder G., 1995, A place in space. Ethics, aesthetics and watersheds, Washington, D.C., Counterpoint, 280 p.

17. Steuding B., 1976. Gary Snyder, Boston: Twayne Publishers.