Броуэр Дэвид

Дэвид Броуэр (1912-2000) - один из выдающихся американских деятелей охраны дикой природы, публицист, руководитель Сьерра-Клуба в 1952-1969 годах. При нём эта влиятельная природоохранная организация пережила второе рождение, увеличив численность с 2 до 77 тысяч членов. Дэвид Броуэр - автор и составитель многих книг по охране дикой природы, организатор первых (с 1949 года) американских конференций по охране дикой природы, сыгравших немаловажную роль в развитии идеологии охраны дикой природы. Во многом благодаря его усилиям в 1964 году был принят Закон о дикой природе. Принимал участие в создании десятка национальных парков США, добился отмены строительства дамб в национальном парке Гранд Каньон и Национальном памятнике Динозавр. За чересчур активную природоохрану Броуэр был снят с поста руководителя Сьерра-Клуба. Основатель (1969) крупнейшей международной экологической организации "Друзья Земли", автор лозунга "Думать глобально, действовать локально!" Три раза выдвигался на Нобелевскую премию мира.

В СССР и на постсоветском пространстве неизвестен.

Дэвид Броуэр полагал, что охрана дикой природы - это своего рода религия, этика в отношении земли, "и эта религия является, я полагаю, наиболее близкой к буддийской" (цит. по: Борейко, 2000).

Велика его заслуга в том, что он вслед за Генри Торо и Джоном Мюиром развил понятие "дикой природы", наполнив его этическими, религиозными, эстетическими и романтическими переживаниями: "Дикая природа - это место , где вы можете насладиться красотой, где вы можете отправиться в путь пешком, и где ваш девятилетний сын Боб, спросит: "Живут ли люди за теми горами?" и вы ответите "нет" и разделите его удовлетворение - "это хорошо!" (Brower, 1969). Броуэр один из первых указал на принципиальное различие между "охраной дикой природы" и "рациональным использованием природных ресурсов", что некоторыми теоретиками, в том числе и в СССР, понималось как одно и тоже.

По Броуэру "рациональное использование природных ресурсов" или, как говорят в США, "управление материальными ресурсами" или "мудрое использование" предполагает, чтобы эти ресурсы как можно дольше сохранялись. "Мы знаем, - пишет автор, -что как бы хорошо мы не управляли нашими материальными ресурсами и нашими сырьевыми материалами, время всё равно предъявит свой счёт" (Brower, 1965). "Рациональное использование природных ресурсов" по Броуэру, означает "растягивание" на определённый период данного ресурса.

Но настанет время, когда ресурс истощится, или в лучшем случае, станет редкостью. Поэтому симпатии Дэвида Броуэра направлены к такой природоохране, когда дикую природу охраняют не как ресурс для человека, а ради неё самой, навсегда (защита от чего-либо, а не для чего-либо).

Оценивая состояние современной природоохраны, Броуэр делает очень важное философское заявление: "Дикая природа, которой мы обладаем сегодня, является всей природой, которую мы и все другие поколения будем иметь" (Brower, 1969).

Другими словами, по его мнению, сейчас имеется лучшее время для создания национальных парков и других охраняемых природных территорий в целях защиты дикой природы. В будущем такая задача станет более трудной, как физически так и финансово. То есть, территории дикой природы, которые природоохранники спасут в ближайшие десятилетия, будут всем, что они спасут.

Брауэру принадлежит идея создания Международного парка Земли - охраняемой природной территории нового типа, смысл которой состоит в том, что этот объект не подчиняется стране, на территории которой находится, а состоит в ведении авторитетной международной природоохранной организации. Такой объект, по мнению Брауэра, должен обладать такой выдающейся ценностью, что принадлежит "наследию всего мира", и конкретное государство не имеет права распоряжаться его судьбой.

Природоохранник неоднократно говорил, что верит в дикую природу исключительно для нее, верит в права живых существ, а не человека. Друзья называли его в шутку ..."друидом".

Литература

1. Борейко В.Е., 2000. Эссе о дикой природе, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 148 стр.

2. Brower D., 1960. This is the american earth.

3. Brower D., 1962. In wilderness is the preservation of the world.

4. Brower D., 1964. Not man apart.

5. Brower D., 1964. Gentle wilderness.

6. Brower D., 1969. Wilderness, conflict and conscience // Voices for the wilderness, ed. W. Schwartz, Ballantine Books, New York, pp. 3-22.

7. Brower D., 1969 (a). The role of private philanthropy // Voices for the wilderness, ed. W. Schwarts, Ballantine Books, New York, pp. 257-268.

8. Brower D., 1969 (б). Afterword: wilderness, america's living heritаge // Voices for the wilderness, ed. W. Schwarts, Ballantine Books, pp. 358-362.

9. Brower D., 1969 (в). Foreword // Voices for the wilderness, ed. W. Schwarts, Ballantine Books, pp. VII-XVII.

10. Brower D., 1990. For earth's save: the life and times of David Brower, Salt Lake Sity, Utah: Peregrine Smith.

11. Brower D., 1991. Work in progres.

12. Brower D., Steve Shapple, 2000. Let the mountains talu, let the rivers run: a call to those who world save the Earth, Gabriola Islands, B. C. Canada: New Society Publishers, 204 p.

13. The meaning of wilderness to science, 1960. Ed. D. Brower.

14. Wilderness: America's Living heritage,1961. Ed. D. Brower, Sierra Club Books, San Francisco, 220 p.

15. Wildlands in our civilization, 1964. Ed. D. Brower.