Швейцер Альберт

Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1952), создатель этики благоговения перед жизнью. Этот знаменитый врач, организовавший в 1913 году госпиталь в Ламбарене, известен также как музыковед и органист, занимавшийся исследованием жизни и деятельности И.С. Баха. Швейцер - протестантский теолог и миссионер, проповедовавший исходный, с его точки зрения принцип мировоззрения - "преклонение перед жизнью", считавший эту идею основой нравственного обновления человечества. Философ жизни, Альберт Швейцер известен многими своими работами в Советском Союзе и странах СНГ. Для природоохранников особенно полезна книга "Культура и этика", разделы "Этика благоговения перед жизнью", "Культуротворящая энергия этики благоговения перед жизнью", а также работа "Благоговение перед жизнью, как основа этического миро- и жизнеутверждения".

О своей судьбе Швейцер пишет: "В моей жизни немного дней, принадлежавших мне лично, даже часов, которые я мог бы посвятить моей жене и ребенку. Но мне было отпущено также и много благ. Благом было то, что я имел возможность работать на службе милосердия; что моя работа была успешной; что я в изобилии получал от других привязанность и доброту; что у меня были верные помощники, неразрывно связавшие себя с моей деятельностью; что я радовался здоровью, позволявшему мне предпринимать самую изнурительную работу; что я обладал уравновешенным характером и энергией, которая проявляла себя спокойно и осмотрительно; наконец, что я умел ценить все то счастье, которое выпало на мою долю, принимая его в то же время, как благодеяние, оставляющее меня должником" (Швейцер, 1973).

Пропагандируя любовь ко всему живому, Швейцер выдвигает постулат - "Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить", противопоставляя его положению Декарта "Я мыслю, следовательно, я существую". Для нас, людей, жизнь священна, как таковая. Священна она и для всего остального мира, который существует, и ценна сама по себе, как жизнь. "Этика есть безграничная ответственность за все, что живет".

Выдвинув на первое место принцип гуманности по отношению к окружающей жизни, Швейцер взывает к духовным и нравственным идеалам людей. "Идея благоговения перед жизнью возникает как реалистический ответ на реалистический вопрос о том, как человек и мир соотносятся друг с другом. О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни... Единственно возможный способ придать смысл его существованию заключается в том, чтобы возвысить его естественную связь с миром и сделать ее духовной" (Швейцер, 1990).

Важное значение в работах А. Швейцера имеет их религиозная направленность. "Всякую духовную жизнь мы встречали только в пределах естественной жизни. Для человека по-настоящему этичного любая жизнь священна, включая и ту, которая с человеческой точки зрения находится, казалось бы, в нижней части шкалы ценностей". Философ считает, что по отношению человека к животному можно судить об уровне духовного и культурного развития данного человека. "Каждый из нас должен идти своим собственным путем, но это должен быть путь человека, стремящегося помогать в деле избавления от несчастья... Если найдутся люди, которые восстанут против духа бездумия и благодаря своим личным качествам сумеют сделать исходящие от них идеалы этического прогресса действенной силой, тогда начнется духовная деятельность, которая будет достаточно сильной, чтобы изменить умственное и духовное состояние человечества" (Швейцер, 1990).

Всю свою жизнь Альберт Швейцер пытался быть образцом такого типа людей, вселяя в сердца людей любовь к окружающему миру. "Этика благоговения перед жизнью - это этика любви, расширенной до всемирных пределов" (Швейцер, 1990).

Нельзя также не согласиться с другой идеей ученого, что основной ошибкой всякой (неэкологической) этики есть то, что она ограничена человеческими взаимоотношениями и не идет дальше. По мнению философа, человек будет этичен только тогда, когда священным для него станет не только его жизнь, но и жизнь всех животных и растений. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что в процессе жизни одному существу приходится убивать другие. Но это должно происходить в условиях абсолютной необходимости. Тем более нельзя получать удовольствие от смерти или страданий других, пусть даже самых незначительных существ. Если ты забираешь чью-то жизнь, то это должно проходить через твой этический фильтр. Умерщвление животных, по мнению философа, должно происходить в исключительном случае "при истинной и реальной необходимости", а также при условии причинения минимальной боли. Швейцер утверждал, что человек обязан делать столько добра другим существам, "насколько это возможно в любых обстоятельствах".

Таким образом, по Швейцеру, настоящий человек должен вытащить из лужи барахтающуюся букашку, убрать ползущего жука с дороги. "Когда я помогаю этой букашке, я как бы облегчаю вину всего человечества за причиненный им вред", - говорил философ (цит. по: Nash, 1988).

Альберт Швейцер верил в потенциал этической революции и хорошо понимал, что осуществить столь фундаментальное интеллектуальное расширение этических границ будет нелегко. Но придет время, и люди будут удивляться, почему они долго не хотели этого делать. К сожалению, в своей этической теории Швейцер не уделил внимания скалам, рекам, экосистемам, участкам дикой природы. Это за него сделали другие, в частности, отец экологической этики Олдо Леопольд.

Следует также отметить, что швейцеровский принцип благоговения перед жизнью должен стать одним из базовых в заповедном деле. Как справедливо отмечает московский профессор А.А. Никольский, на территории наших заповедников и национальных парков этот принцип должен быть возведен в абсолют (Никольский, 1996).

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

2. Никольский А., 1996. Этика благоговения перед жизнью как концепция заповедного дела // Про Эко, спецвыпуск бюллетеня "Охрана дикой природы", № 11, стр. 15-17.

3. Швейцер Альберт, 1973. Культура и этика, М.: Прогресс, 340 стр.

4. Швейцер А., 1978. Письма из Ламбаране, М.: Наука, 390 стр.

5. Швейцер А., 1990. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М.: Прогресс, стр. 328-350.

6. Швейцер А., 1992. Благоговение перед жизнью, М.: Прогресс, 573 стр.

7. Швейцер А., 1996. Благоговение перед жизнью // Про Эко, спецвыпуск бюллетеня "Охрана дикой природы", № 11, стр. 14.

8. Nash R., 1988. The rights of nature. A history of environmental ethics, The University of Wisconsin Press, Madison, 290 p.