Смерть – помеха всеединству

Под влияние идей великого русского утописта Н.Ф.Федорова Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) попал, ознакомившись в 80-е годы с его рукописными работами. В своем письме Федорову он писал: "Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а в следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном... Я со своей стороны могу признать Вас своим учителем и отцом духовным"16.

16 Соловьев B.C. Письма. СПб., 1909. Т. II. С. 345.

Философия В.С.Соловьева пронизана романтической мечтой о гармоничном, едином мире, в котором царили бы добро и красота. Он принципиально отвергал философские системы, которые опираются только на абстрактные логические построения (особенно гегельянство), и считал, что в основу философии должен быть положен "нравственный элемент". Своим главным делом Соловьев избрал оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания".

Современное научное знание, по его мнению, открывает новые возможности для осуществления идеалов христианства. Наука установила, что в природе происходит эволюция, в процессе которой на основе чего-то простого и низкоорганизованного возникает нечто более сложное, высокоорганизованное и совершенное. Вещества и существа низшего уровня в ходе эволюции не исчезают, а объединяются, включаются в более совершенную деятельность: растения вбирают в себя неорганические вещества и физические воздействия; животные питаются растениями и к тому же "психологически вбирают в себя" ощущаемые явления; человек, сверх того, обнимает разумом даже то, что недоступно чувству; наконец, Бог обнимает и связывает все силой любви. Бог – это всеединство, которое есть, а мир природный и человеческий – это всеединство, находящееся в стадии становления. Эволюция – это не только процесс развития и совершенствования, но и процесс собирания вселенной. Человек появляется на одном из этапов эволюции, чтобы, употребляя свой разум, продолжить эволюцию и довершить ее созданием мирового всеединства, т.е. "царства Божия на земле", вернее – во всем мире. Задача человека состоит в преодолении несовершенства и зла в мире, в устранении всего того, что препятствует процессу воссоединения всех существ и Бога.

Из сказанного должно быть понятно, почему в философии В.С.Соловьева особое место занимают вопросы любви и смерти: первая является "силой" собирания всеединства, вторая – его разрушения.

Злом, по мнению философа "всеединства", является всякое разъединение. "Дурное начало" имеется и в неживой природе, оно действует как тяжесть, косность, отталкивание материальных элементов друг от друга; в органическом мире оно проявляется как смерть и разложение; и только в человеческом мире наконец силы разъединения уже осознаются как нравственное зло. Посему работа по преодолению зла должна затронуть не только межчеловеческие отношения, но и всю природу. Сущность зла Соловьев характеризует как перевес низших качеств над высшими во всех областях бытия, т.е. распад уже сложившегося единства на более простые, примитивные составные части. Из всех зол смерть – "крайнее зло".

Смерть – как дыра в сосуде, через которую даром уходят силы, потраченные на собирание единства. Эту дыру необходимо заткнуть, иначе добро и единство не смогут взять верх над злом и разложением.

Смерть – такое зло, которого не одолеть одной только религиозной проповедью и смирением (по этому поводу В.С.Соловьев полемизировал с идеей Л.Н.Толстого о "непротивлении" злу). Смиренное отношение к смерти дважды безнравственно. Во-первых, перед лицом смерти человек-эгоист и человек-альтруист оказываются одинаково бессильными, т.е. смерть упраздняет различие между добрым и злым. во-вторых, смерть не просто уравнивает доброго и злого, но, будучи разрушительной силой, выступает на стороне зла.

Смерть низводит человека на один уровень с животным, существом, стоящим на более низкой ступени эволюции. Люди умирают хотя и "с человеческим достоинством, но с животным бессилием"17. Слова "человек" и "смертный", замечает Соловьев, – синонимы. Почему-то к животным такую характеристику мы не применяем, хотя и они умирают! Но животное сознательно не борется со смертью и не может быть ею побеждаемо. Люди же, называя себя "смертными", словно упрекают свою участь, недостойную человека. Соловьева заинтересовала в сочинениях Ф.Ницше идея "сверхчеловека", и он по – своему переосмыслил ее: человечество, по его мнению, может и должно стать "сверхчеловечеством", победив свою смерть и тем самым возвысившись над животной природой, гнездящейся в самом человеке, каков он теперь есть.

17 Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 538.

Но возможно ли победить смерть? Разве не является она непреложным законом природы? Да, смерть "установлена" самой природой, однако в том же природном мире Соловьев усматривает и предпосылки одоления смерти. Так, он отмечает, что в живой природе смерть отдельной особи является условием нарождения и жизни ее потомства; это особенно очевидно у одноклеточных существ, которые размножаются разделением родительской клетки пополам. Однако по мере перехода от низших организмов к высшим действие закона размножения и смерти ослабевает: нарастает самостоятельность и сознательность индивидуальных существ, они все менее выступают в качестве всего лишь орудия, средства для поддержания рода. (Тут у Соловьева – скрытая полемика с Шопенгауэром.) Не видно ли отсюда, что само естественное развитие постепенно устраняет тиранию рода над особью? "Если природа в биологическом процессе стремится все более и более ограничивать закон смерти, то не должен ли человек в историческом процессе совершенно отменить этот закон?18 Каким конкретно образом наука решит проблему преодоления смерти, судить преждевременно – для Соловьева важно выяснить, что задача эта в принципе разрешимая.

18 Там же. С. 522.

Как и Н.Ф.Федоров, Соловьев уверен, что нужно не только найти средство для бессмертия живущих людей, но и воскресить всех ранее живших, ведь для живущих было бы безнравственно воспользоваться плодами культурного и научного прогресса, обеспеченного предшествующими поколениями, и не позаботиться о тех, кто обеспечил этот прогресс. В противном случае нравственные люди должны просто отказаться от эгоистического бессмертия для себя одних.

В связи с "всеобщим воскрешением" (т.е. воскрешением и праведников, и злодеев) возникает еще одна проблема: как возможно всеединство людей весьма разных и противоположных в нравственном отношении? Соловьев дает следующий ответ. Воскрешение и бессмертие всех людей произойдет не для того, чтобы точно такие же люди, какими они были в прежней жизни, теперь вели бы бесконечно ту же самую жизнь. Пустая, с точки зрения вечности, жизнь не достойна бессмертия. "...Для такой жизни смерть не только неизбежна, но и крайне желательна: можно ли без ужасающей тоски даже представить себе бесконечно продолжающееся существование какой-нибудь светской дамы, или какого-нибудь спортсмена, или карточного игрока?"19. "...Истинное спасение есть перерождение, или новое рождение, а новое рождение предполагает смерть прежней ложной жизни..."20 И тут философ усматривает некоторое положительное значение смерти и зла: смерть является концом жизни смертной, т.е. животной, бессмысленной, недостойной вечности. Воскресение в вечную жизнь должно быть преодолением не только смерти, но и "смертной жизни".

19 Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 520.
20 Там же. С.344.

Идеи, высказанные Н.Ф.Федоровым и В.С.Соловьевым по поводу смерти, значительно отличаются от того, что мы можем встретить в древней и современной западной философии. У этих представителей "русского космизма" не идет речь о том, что становится с "душой" человека после смерти. Проблема "загробного существования" или посмертного небытия, кажется, их вообще не интересует. Все их внимание сосредоточено на "здешнем", "посюстороннем" бытии. Здесь должно осуществиться царство Божие. И достанется оно людям не как дар свыше, а как их собственная победа над злом и смертью. В принципе у нас есть основания, чтобы скептично оценивать утопические проекты космистов, но прежде надо отдать им должное за тот мощный духовный импульс, который от них распространился на последующую русскую философию и на научно – технические изыскания.