1. Как у древних народов представления о смерти проявлялись в их образе жизни?
2. В чем сходство представлений о смерти в философии Платона и в брахманизме?
3. Какие аргументы Платон приводил в доказательство бессмертия души?
4. Каким образом, по Платону, следует готовиться к смерти?
5. Что, по мнению античных атомистов (Демокрит, Эпикур, Лукреций), происходит с душой после смерти тела?
6. Почему Эпикур считал, что глупо бояться смерти?
7. Как, по мнению Лукреция, страх смерти способствует развитию человеческих пороков?
8. Почему А.Шопенгауэр утверждал, что жизнь – это страдание, хотя он, как и всякий здравомыслящий человек, не мог не знать, что в жизни есть место также и удовольствиям?
9. В чем можно заметить сходство учения Шопенгауэра о мировой воле с древнеиндийскими учениями о Брахмане?
10. Что, по Шопенгауэру, смертно и что бессмертно в человеке?
11. Как Шопенгауэр объяснял причины и ошибочность страха смерти?
12. Какие нравственные идеи лежат в основе федоровского проекта победы над смертью?
13. Каким образом, по мнению Н.Ф.Федорова, осуществление проекта "общего дела" поспособствует преодолению распрей между людьми и установлению всеобщего братства?
14. Почему в проекте Федорова оказались связанными воедино задача победы над смертью и задача выхода человека в космос?
15. В каких соображениях проявился механицизм воззрений Федорова?
16. Каким образом в идеях Федорова проявились древне-славянские представления о смерти?
17. Как соотносятся в философии В.С.Соловьева идея "всеединства" и идея преодоления человеческой смертности?
18. Какие предпосылки для победы над смертью Соловьев видит в эволюции природы?
19. Почему Соловьев считал, что смерть унижает человека до уровня животного?
20. Сопоставьте суждения Шопенгауэра и Соловьева и определите, кому из них соответствуют следующие тезисы:
a. существование человеческого индивида должно быть ценным не только как средство для существования рода;
b. существование человеческого индивида имеет ценность только как средство для существования рода.
21. Чем различаются трактовки бессмертия у Шопенгауэра и Соловьева?
22. Всякая ли жизнь, по мнению Соловьева, достойна бессмертия?
23. Каким образом, с точки зрения М.Хайдеггера, феномен смерти помогает прояснить смысл бытия?
24. Как Хайдеггер объясняет склонность людей избегать мыслей о смерти?
25. Способность человека думать о своей смерти – это признак малодушия или смелости?
26. Почему Хайдеггер говорит, что для живущего человека смерть не "будет", а "есть"?
27. На каких основаниях Хайдеггер утверждает, что равнодушие человека к своей смерти скрывает от него истину бытия, удаляет его от "подлинного существования"?
28. Почему А.Камю называет проблему самоубийства основным вопросом философии?
29. Какую роль в помышлениях о самоубийстве играет чувство абсурда?
30. Что такое "абсурд" (в трактовке А.Камю)?
31. Кто такой "абсурдный человек"?
32. Что означают слова "абсурд – это ясность"?
33. Является ли самоубийство, по мнению Камю, решением проблемы абсурда?
34. Какой выход из ситуации абсурда предлагает Камю?
III. ОДИНОЧЕСТВО
Кто-то высказал мнение, что ад не так страшен, как одиночество: грешники, хотя и страдают там безмерно, однако "сообща". А вот мнение писателя Дж.Конрада: "В смерти нас пугает не то, что исчезнет сознание, – ведь не боимся же мы засыпать каждую ночь, а то, что мы останемся одни, в совершенной изоляции и полной темноте".
Художественная литература весьма богата описаниями переживаний одиночества (вспомним произведения М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Д.Дефо, Дж.Лондона и др.). Что же касается философской литературы, то здесь тема одиночества представлена не столь широко. Можно заметить, что затрагивали эту тему философы не всех, а лишь некоторых эпох, или, вернее сказать, эта тема лишь в определенные эпохи "брала за живое", становилась "интересной" для философов. Лишь в XX веке проблема одиночества настолько близко подступила к человеку, что Н.А.Бердяев счел уместным назвать ее основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования1.
1 Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. С. 267, 273, 283.
Объяснение этой волнообразности интереса к вопросу об одиночестве мы найдем в работе М.Бубера "Проблема человека".