1. Каким образом умонастроения эпох "обустроенности" и "бездомности" влияют па способность человека ощутить себя одиноким?
2. В каком смысли, с точки зрения М.Бубера, человек в картине мира Фомы Аквинского выглядит более "обустроенным", чем в картине мира Аристотеля?
3. Почему Бубер считал, что ни индивидуализм, ни коллективизм не решают проблему одиночества личности?
4. Почему, по мнению Б.Паскаля, человек боится оставаться наедине с собой?
5. Какую разницу видел Г.Торо между одиночеством и уединением?
6. Почему Г.Торо и другие трансценденталисты рассматривали природу как "наиболее благотворное общество"?
7. Какую связь Х.Ортега-и-Гассет усматривает между неотчуждаемостью человеческой жизни и одиночеством?
8. Каким образом в рассуждениях Ж.-П.Сартра связаны понятия одиночества, свободы и "непростительности" наших поступков?
9. Почему, с точки зрения Ортеги и Сартра, человек не "бывает" (время от времени) одиноким, а одинок изначально и всегда?
10. Чем отличается философский подход к проблемам одиночества от психологического и социологического подходов?
11. В чем полезность различения модусов одиночества?
12. Считаете ли вы лично одиночество болезнью (излечимой или неизлечимой), от которой желательно избавиться?
IV. КОММУНИКАЦИЯ
Термин "коммуникация" (от лат. communicare – делать общим, сообщать) в широком смысле обозначает пути сообщения и средства связи, а также процесс общения, передачи информации.
В этом разделе речь пойдет о коммуникации как общении между индивидами. Причем – не о равнодушном "обмене информацией", как у каких-то кибернетических устройств, а о таком общении, которое затрагивает потаенные глубины человеческой личности.
В XX веке в числе первых к этой проблеме обратился К.Ясперс. В коммуникации он видел путь к подлинно человеческому существованию и придавал ей настолько важное значение, что свод его трудов уместно назвать "философией коммуникации".