ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И КОЛЛОКВИУМОВ

1. Назовите четыре уровня "я" (по К.Ясперсу). Охарактеризуйте способы коммуникации, соответствующие этим уровням.

2. Почему Ясперс утверждал, что экзистенция недоступна познанию научными методами, но зато "проясняется" благодаря коммуникации?

3. Какое значение имеет "общая ситуация" для "экзистенциальной коммуникации"?

4. Чем "философская вера" Ясперса отличается от религиозной веры, и какую роль она играет в "глобальной коммуникации"?

5. Как вы могли бы истолковать смысл высказывания Ясперса, что "с борцами за веру говорить невозможно"?

6. В чем состоит двойственность человеческого "я", по М.Буберу?

7. Почему Бубер характеризует Бога как "вечное Ты"?

8. Как вы могли бы объяснить утверждение Бубера, что настоящий диалог может происходить даже молча?

9. Какие три вида диалога различает Бубер?

10. Почему Бубер считал, что "настоящий диалог" и любовь – не одно и то же?

11. Почему М.М.Бахтин утверждал, что "быть – значит общаться диалогически"?

12. Почему Бахтин считал, что целостное понимание личности возможно только с позиции "вненаходимости"?

13. В чем, по мнению Бахтина, заключается несостоятельность "объективного" познания личности методами механистической психологии?

14. Каким образом Бахтин аргументирует утверждение, что познание личности (своей собственной и другого человека) происходит посредством диалога?

15. Какую роль играет диалог с точки зрения Бахтина в появлении и развитии идей в сознании индивидуума?

16. В чем проявляется диалогичность внутренней речи человека?

17. Что такое "скрытая полемика", "большой диалог"?

18. Прокомментируйте замечание С.Л.Франка, что "ты" вторгается в нас, в отличие от "оно", нейтрального по отношению к нам.

19. Как Франк объясняет то, что палачи и профессиональные убийцы предпочитают не смотреть в глаза своим жертвам?

20. Каким образом Франк аргументирует свое утверждение, что "мы" – первичная реальность по отношению ко всякому отдельному "я"?

21. Какие два типа отношений "я – ты" различает Франк?

22. Чем различаются, по мнению Франка, "соборность" и "общественность"?

23. В чем суть проблемы интерсубъективности?

24. Каким образом, по А.Шюцу, повседневное мышление усредняет и типизирует мировосприятие у множества индивидов?

25. Почему (согласно Шюцу) наше понимание другого человека всегда приблизительное?

26. На каком основании Шюц утверждает, что сфера "Мы" принадлежит настоящему, а "Я" – прошлому?

27. При каких условиях другой человек воспринимается как личность и при каких – в качестве "типа"?

 

 

 

V. ЛЮБОВЬ

"До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что "тайна сия велика есть", – иронично заметил А.П.Чехов.

А что, собственно, мы хотели бы знать о ней? Если мы ждем, чтобы нам описали, какая она бывает, – это одно дело, с которым лучше обратиться к поэзии. Именно поэзия говорит о любви самым подобающим языком – "нелогичным", образным, неформализованным. Но даже поэзия не всесильна: никогда даже самое верное, гениальное слово не может в совершенстве выразить переживания любви. А уж тем более бессильны выразить любовь некоторые молодежные песенки, в которых однообразные повторения слов "любовь" и "love" только обозначают, но совсем не раскрывают реального переживания человека.

Если же мы хотим объяснения, что такое любовь, – это другой вопрос, с которым скорее всего следовало бы обратиться к науке или философии. Наука может многое – изучить условия, при которых любовь приходит или проходит, обобщить факты и выявить закономерности, но и ее возможности ограничены: сама любовь как человеческое отношение и переживание не может быть "сфотографирована" и измерена никакими научными средствами.

А что может философия? Полного объяснения любви она в конечном счете тоже не дает, но только проясняет значение этого феномена. Мы рассмотрим идеи, в которых отобразились типичные философские представления той или иной эпохи, и особое внимание уделим взглядам видных мыслителей двух последних столетий.