Шотландская философия века Просвещения

Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН

В авторской редакции
Художник В.К.Кузнецов
Технический редактор Н.Б. Кузнецова

Корректоры: Ю.А.Аношина, Т.М.Романова


 

Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.93 г.

Подписано в печать с оригинал-макета 00.00.2000.
Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 00,00. Уч.-изд. л. 15,76. Тираж 500 экз. Заказ № 026.

Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН
Компьютерный набор: Е.Н.Платковская
Компьютерная верстка: Ю.А.Аношина

Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119842, Москва, Волхонка, 14


 


[1] Ссылки на библиографию обозначаются: порядковый номер – арабской цифрой, том – римскими цифрами, в ссылках на несколько книг их номера отделяются точкой с запятой, арабский номер страницы отделяется запятой.

[2] Порядок представления способности нами изменен. У Герберта внутреннее познание стоит на втором месте. У Локка, Хатчесона и Юма рефлексия хронологически следует за внешними чувствами.

[3] Разыскание. Термин древних скептиков.

[4] См., например, Письмо П.Гассенди (43.I).

[5] Английское выражение natural law часто означает естественное право.

[6] Фонд лекций в защиту христианства, учрежденный химиком и физиком преподобным Р.Бойлем (1627-1691).

[7] Заметим, что теория Уолластона была подвергнута критике Б.Франклином в диссертации о свободе и необходимости, опубликованной в Лондоне в 1725 г. См.: 187.

[8] В этом Хатчесон находит себе союзника в лице архиепископа У.Кинга (1650-1691), который в книге «О начале зла» (1702) не противопоставлял свободу выбора – инстинкту.

[9] См.: Данте Алигьери. Божественная комедия Ад. Песнь 4.

[10] Новое григорианское летоисчисление введено в Великобритании в 1751 г. Возможно, этим объясняется двойственность даты смерти философа-моралиста во время плавания из Глазго в Дублин в дни Рождественских праздников.

[11] Хатчесон имеет в виду Н.Мальбранша.

[12] В этот атлас человеческой духовной конституции впоследствии были внесены некоторые изменения. Приведем окончательный вариант устройства человеческой природы, данный в «Короткой интродукции в моральную философию» (215).

А. ТЕЛО (предмет анатомии и физиологии). Не рассматривается.

В. ДУША.

I. РАЗУМЕНИЕ (Understanding) – объединяет все созерцательные способности познания.

Чувства (Senses) включают каждую способность души, посредством которой возникают некоторые чувствования, идеи или восприятия, когда представлены объекты.

(1) Простые или первичные чувства, не предполагающие каких-либо предшествующих идей; (а) внешние чувства, зависящие от определенных органов тела, которые вызывают ощущения или понятия в душе, когда производится впечатление на тело; (в) внутренние чувства, называемые также осознанием или рефлексией.

(2) Рефлекторные или последующие (вторичные) чувства, посредством которых некоторые новые формы или перцепции, полученные из других первоначально наблюдаемых нашими внешними или внутренними чувствами, а некоторые из созерцания удачи других или событий, раскрываемых нашим разумом или свидетельствами других лиц. Эти созерцательные чувства приносят субъекту особо утонченные удовольствия или удовлетворение и неудовольствие или неодобрение.

(a). Эстетическая оценка; (в). Наслаждение открытием истины; (с). Симпатия или дружеское чувство; (д). Желание действовать; (е). Совесть или моральное чувство – посредством которого мы раскрываем все, что есть изящное, приличное (пристойное), прекрасное и почетное в склонностях души, нашем образе жизни, наших словах и действиях. То, что одобряется этим чувством, мы считаем правильным, прекрасным и называем добродетелью, то, что осуждает – пороком. Это чувство морального добра и зла имплантировано природой всем людям всех стран и эпох; (f). Чувство чести и стыда – основано на моральном чувстве, но отличается от него и от всех других чувств. Действует, когда мы сознаем одобрение или неодобрение наших друзей; (g). Чувство юмора (смешного, комического) – очень важное чувство для утончения манер человечества и исправления ошибок.

II. ВОЛЯ, содержащая все наши желания добиться счастья и избежать несчастья.

1. Спокойные и стабильные желания добра для себя, боязнь зла, радость от получения добра, печаль при потере добра, огорчение от причиненного нам зла. Турбулентные желания или аффекты – неистовые, слепые, мощные импульсы, включая желание власти, славы или богатства.

2. Незаинтересованные желания. (1) Спокойные и постоянные желания. А. Благожелательность или добрая воля. В. Отвращение в форме сострадания, негодования. С. Радость в форме наслаждения, гордости, высокомерия. Д. Печаль в случае стыда, угрызений совести, уныния, упадка духа. (2) Турбулентные и страстные желания. Не существует названий для различения спокойных и страстных желаний этого рода.

III. Диспозиции, равно относящиеся к РАЗУМЕНИЮ и ВОЛЕ.

Предрасположение ассоциировать или соединять идеи или склонности, различающиеся по существу и непохожие, которые одновременно производят впечатления на дух. Этим ассоциациям почти всем обязана память или воспоминания о прошлых событиях и даже способность речи.

Привычки (навыки). Ибо такова природа и души и тела, что все наши силы – способности растут и совершенствуются посредством упражнений.

Желание получить что-нибудь в качестве средства овладения непосредственно желаемого объекта. Богатство – средство удовлетворения других желаний.

Способность речи и красноречия.

[13] Несомненная опечатка, следует читать «Хатчесон». Странно, что при цитировании сноски в «Абстракте», в издании которого Хатчесон предлагал свою помощь, опечатка сохранилась. Порядка для заметим, что был такой теолог по имени Джон Хатчинсон (1674-1737). Он учил, что Библия содержит элементы не только истинной религии, но и всей рационалистической философии. Его последователи называли себя хатчинсонианцами. Сочинения его изданы в 12 томах в 1748 г.

[14] См. ниже §4 Философия как копье Ахиллеса.

[15] См. Приложение к Истории Англии (210.IV.388).

[16] Тут имеется в виду Гоббс.

[17] Есть свидетельство А.Фергюсона о ночной прогулке с Юмом, который, глядя на звездное небо, воскликнул, можно ли сомневаться в существовании Творца.

[18] Фраза, выписанная Л.Н.Толстым из главы о Карле I «Истории Великобритании» (Англии).