рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ - раздел Философия, Российская Академия Наук Институт Философии А...

Российская Академия Наук
Институт философии

АБРАМОВ Михаил Александрович

ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Москва
2000


ББК 87.3

УДК 141

А 16

В авторской редакции

Рецензенты:доктор филос. наук Н.Г.Попова, доктор филос. наук А.Л.Субботин   А 16Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. – М., 2000. – 000 с.

Содержание

Введение.....................................................................................................

Глава первая. Век гениев в Англии.......................................................

§1. Накануне революции. Ф.Бэкон и Э.Герберт,

эмпирик и рационалист......................................................................

§2. Человеческая природа и революционная

стихия. Гоббс и его критики..............................................................

§3. Д.Локк и торжество свободы..............................................................

§4. Шефтсбери и Мандевиль. Virtuosi и коммерческое

общество.............................................................................................

Глава вторая. Френсис Хатчесон – первый просветитель

и философ Шотландии..........................................................................

§1. Шотландское чудо. Ф.Хатчесон и культурное

преображение страны.......................................................................

§2. Хатчесон теоретик. I и II Трактаты..................................................

§3. Новые оппоненты. III и IV Трактаты................................................

§4. Система моральной философии. Замысел

божий о человеке.............................................................................

§5. Гражданская политика......................................................................

Глава третья. Давид Юм: учение о природе человека......................

§1. Методологические установки и экспозиция....................................

§2. «Логика феноменологии и критика Ratio»........................................

§3. Я или Мы...........................................................................................

§4. Философия как копье Ахиллеса.......................................................

§5. Исследование аффектов: аффект против разума..............................

§6. Учение о вкусе (критицизм). «Человек

изящества и наслаждения»...............................................................

§7. Теория этики. «Человек моральный». «Есть-Должно»....................

§8. Основания политики. Собственность и справедливость..................

§9. Политика как таковая. Теория и практика........................................

§10. Религиозный разум как предмет исследования.

Секуляризация религиозного сознания.........................................

§9. История как прикладная антропология............................................

Заключение.............................................................................................

Литература.............................................................................................

 


ВВЕДЕНИЕ

Ренессансное открытие феномена человека, ставшего объектом удивления, восхищения и опасений, сопоставимо с великими географическими открытиями и, как бы предвидя упразднение Коперником центрального положения Земли в космосе, возвеличивает его достоинство в мире. Человек снова становится мерой всех вещей, небесных и земных, мерилом красоты, добра и истины.

Британские острова также были захвачены глобальным переворотом. Блестящий расцвет культуры в период правления королевы Елизаветы в полной мере это подтверждает. Новое действующее лицо Истории в пьесах Шекспира осознало себя таковым. Весь мир театр и люди в нем актеры. Возможности человеческого слова и дела были с ошеломляющим многообразием явлены великой литературой эпохи.

Обычно запаздывающая философия тут шла в ногу со временем, рядом с Шекспиром, Марло, Джонсоном, поэтами метафизической школы Д.Дэвисом, Д.Донном, Джорджом Гербертом, брат последнего философ Эдвард Герберт разрабатывает основы естественной религии – деизма (19)[1], Фрэнсис Бэкон создает грандиозный план восстановления наук (37.I), и в том числе науки о человеке, причем импульс его теоретической мысли оказался столь мощным, что Д.Юм сравнит пройденный путь от Бэкона до «поздних английских философов», таких как Локк, лорд Шефтсбери, м-р Хатчесон, д-р Батлер с эпохой развития философии от Фалеса до Сократа (см. 131.I, 57).

Между тем в данных хронологических пределах в истории Великобритании можно явственно различить три периода. Первый – дореволюционный период, выдвинул зачинателя философии Нового времени Ф.Бэкона. Его акме приходится на относительно спокойное, если не считать первых лет, правление Якова I Стюарта. Высокое социальное положение, достигнутое собственными талантами, известный снобизм (Гарвей как-то заметил, что Бэкон философствует как лорд-канцлер), не поколебленная бесславным окончанием политической карьеры убежденность в призвании восстановителя наук – все это выработало отстраненный взгляд на человеческую природу sub specie aeterni, весьма подходящий для составления долговременной программы исследования трех основных объектов познания: Бога, Природы и Человека.

Роспись наук о духе и теле человека является по существу стратегическим планом самопознания человека, поскольку его следует осуществлять на основе трех основных познавательных способностей людей – памяти, рассудка и воображения с учетом призраков или идолов человеческого ума, мешающих объективному познанию.

Вместе с тем исходная позиция составителя всеобъемлющей программы исследований предусматривает особое, привилегированное положение боговдохновенной теологии в росписи наук, разрабатываемых рассудком. Аналогично положение в исторических науках, курируемых памятью, где отдельной строкой выделена церковная история, состоящая из истории церкви, истории пророчеств и истории возмездий. Все это позволяет предположить, что классификация наук составлена исключительно для христианской части человечества.

Современник Бэкона, друг Гроция лорд Эдвард Герберт посол Англии во Франции, затем ирландский и английский пэр, в книге «Об истине...», изданной на латыни за год до смерти Бэкона, пошел другим путем и предложил альтернативную рационалистическую систему человеческих познавательных способностей, к которым, собственно, и сводится духовная конституция человека. Автор попытался преодолеть монополию христианства на религиозную истину, утверждая, что истинность любой религии определяется ее отношением к аксиоматическим Общим Понятиям (ОП). Не удивительно, что некоторое время ему приписывали авторство знаменитого «Трактата О трех обманщиках» и впоследствии нарекли одним из «отцов» деизма.

Через какие-нибудь двадцать-тридцать лет добрую, старую Англию было не узнать. Все снялось со своих мест, в стране полыхала гражданская война (по другой оценке – «великий мятеж»). Точка зрения вечности, а вместе с ней академизм бесследно улетучились. Исследования человеческой природы стали злобой дня. Они вызывали такие же ожесточенные споры, как и библейские тексты, ставшие боевыми лозунгами. Природа человека, ранее изучаемая теоретически, в статике, пришла в движение и заявила о себе во весь голос.

Подмеченное Юмом неупоминание гражданских свобод в исторических хрониках Шекспира ныне с избытком компенсировалось: и в парламенте и на улицах о них только и говорили.

Реанимированное Г.Гроцием (1583—1645) естественное право становилось авторитетнее божественного права, что проявилось в процессе над королем Англии Карлом I, который был приговорен к смертной казни как частное лицо, совершившее преступление против общества. В тексте приговора он квалифицирован как тиран, изменник, убийца и враг общества. Вина тирана заключается в нарушении естественного права и общественного договора, на нем основанного. В этом случае народ использует свое право на сопротивление против суверена. Элементы естественного права вошли в создающиеся нормы международного права, впервые опробованные в Вестфальском мирном договоре, образовавшем на месте Священной Римской империи 355 самостоятельных государств.

Однако философская оценка происходящей в сороковые годы и позже смуты в Англии зависела от понимания природы человека и сути естественного права (149). Один из крупнейших мыслителей этого периода Т.Гоббс (1588—1679) все современные события воспринимал как опасную манифестацию подлинной природы человека, грозящую возвратом в естественное состояние войны всех против всех.

Спасение от грозящей катастрофы виделось Гоббсу в новом понимании общественного договора, что развязывало руки властям предержащим. Оно предполагало: беспрекословное подчинение подданных государственной власти – залог стабильности общества, санкцию на любые меры для достижения этой стабильности, контроль государства над всем, что может нарушить общественное спокойствие. Это относится и к религии. Опыт реформации Генриха VIII, объявившего себя примасом Англиканской церкви, признавался Гоббсом образцовым. Государство, правитель или собрание вправе издавать любые законы для самозащиты и сохранения спокойствия в обществе.

Этический, политический и правовой релятивизм Гоббса, обоснованный в его главной книге Левиафан (в различных изданиях Левиафан принимал на титуле книги облик то Кромвеля, то Карла II), показался кембриджскому платонику Ральфу Кедворту (1617-1688) реанимацией доктрины античных софистов, раскритикованной еще Платоном. Кедворт, а позднее С.Кларк (корреспондент Лейбница в их знаменитой переписке. См. 74.I.) противопоставляет ей учение о вечных и неизменных истинах (в том числе морали), изменить которые не волен и сам Бог.

Как известно, смута в Англии имела счастливую развязку – Славную революцию, позволим себе употребить это выражение без кавычек. Так остановился, по выражению Юма, «маятник» исторического процесса, качавшийся от абсолютизма к республике и обратно и замерший посередине на конституционной монархии.

Торжество победителей получает выражение в философских и политических сочинениях Джона Локка (1632—1704), созданных в годы лихолетья и опубликованных сразу после Славной революции. Локк, разумеется, иначе оценивает естественное состояние, чем Гоббс, так же как и общественный договор между сувереном и подданными. Его соблюдение обязательно не только для подданных, но и для суверена.

Локк ставит перед собой задачу закрепления политических и социальных результатов Славной революции. Он ищет эффективные превентивные меры защиты естественных прав человека и гражданина и средства предотвращения рецидивов абсолютизма.

Его этическая теория, однако, достаточно традиционна и лояльна к установленной церкви. В отличие от Кедворта Локк приписывает Богу волюнтаризм в установлении критериев Добра и Зла – человек, деятельная свободная личность добывает знание собственными силами и благоразумно принимает установленные Богом заповеди, памятуя о воздаянии и каре в будущем состоянии. Этот религиозный легализм снова превращает христиан в «избранный народ», единственный из всех, имеющий шанс спастись. Тем не менее влиятельный защитник веротерпимости Локк допускает сосуществование в гражданском обществе различных сект, исключая папистов и атеистов, первые из которых готовы, придя к власти, уничтожить все культы, кроме католицизма, вторые же вообще искоренят всякую религию.

Билль о правах, принятый парламентом в 1689 г., дополненный в 1696 г. упразднением цензуры, начинает третий период, период становления коммерческого общества после Славной революции. Даниель Дефо в своих путевых очерках «Путешествие вокруг всего острова Великобритания» (1724—1726) представил обнадеживающую картину народной жизни в начале и середине царствования королевы Анны (1702—1714) (См. 178).

Оптимизм, но метафизического свойства, сквозил в красноречивых писаниях лорда Шефтсбери, разрабатывавшего доктрину вселенской гармонии макро- и микромира – природы и человека. Сентиментальный граф уповал на моральное чувство прекрасной добродетели и противопоставлял virtuosi, преисполненных возвышенными чувствами (sentiments) и восторгающихся моральными и природными красотами, пронырливым выжигам – гоббистам, которые нашли, однако, апологета в лице врача Мандевиля, высмеявшего непрактичный идеализм благородного лорда (см. 83. Также: 112).

Между тем Век Просвещения вступает в свои права (186). Резко увеличился выпуск книг и периодических изданий. Начинается издание Британской Энциклопедии. Идут нарасхват выпуски журналов Аддисона и Стила, взявшихся за культурное воспитание истинных «виртуози» из неотесанных городских и сельских джентльменов (см. 60).

В ответ пошла обильная моралистическая критика коммерциализации общества, которая связывала неразборчивое в средствах стремление к выгоде с нравственным разложением и упадком религиозного чувства в стране.

Архиепископ Кентерберийский писал в пастырском послании 1738 г.: «Открытое, явное неуважение к религии сделалось, благодаря множеству разнообразных пагубных обстоятельств, отличительной чертой нашего века. ...Над христианством теперь смеются и надругаются почти без всякого стеснения, а над учителем христовой веры – даже без малейшего стеснения» (Цит. по: 45, 109-110, см. Также: 1, 3).

Из внешнеполитических событий постреволюционного периода выдающуюся роль сыграло заключение в 1707 г. Унии с вековечной соседкой и соперницей и в то же время близкой родственницей Шотландии по языку – Англией. Эта Парламентская Уния отличалась от «личной» Унии, когда в 1603 г. на английский престол взошел шотландский король Яков I, сын казненной Марии Стюарт. Результаты «официальной» Унии 1707 г. позволили провести в Шотландии важные социальные и экономические преобразования, ценой политических потерь – роспуск собственного парламента и упразднения монополизма пресвитерианской национальной церкви. Либерализация экономики, университетской и религиозной жизни дали стране те же возможности и преимущества, что были завоеваны продвинутой Англией, но вместе с ними Шотландия получила и те же социальные и нравственные проблемы (58, 165, 94, 199). Образовавшееся единое культурное пространство сделало теоретические баталии вокруг наследия Гоббса, Локка, Шефтсбери и др. актуальными, «своими» для философов и моралистов Шотландии.

Таковыми они были и для Фрэнсиса Хатчесона, учившегося в университете Глазго в 1710—1716 гг. и издавшего анонимно в Лондоне в 1725 году два Трактата «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели», в коих он встал на защиту благородной теории Шефтсбери от нападок Мандевиля. Речь шла, собственно, о защите достоинства человека. Нельзя все мотивы человеческих действий и критерии его оценок сводить к корыстолюбию, стремлению к частной выгоде. Изначально общественная природа человека высшим стремлением и достоинством людей делает общественное благо. Вскоре выходят еще два трактата о страстях (аффектах) и Иллюстрации к (теории) морального чувства.

В 1730 году Хатчесон становится профессором моральной философии в Университете Глазго и там развертывается его замечательная педагогическая, просветительская и теоретическая деятельность, заложившая идейные основы впечатляющего расцвета культуры в Шотландии и в частности философской культуры. За Хатчесоном последовала целая плеяда замечательных мыслителей, связанная с ним духовными узами. Имена Д.Юма, Г.Хоума, А.Смита, А.Фергюсона, Т.Рида, еще при их жизни составили мировую славу Шотландии.

Первым среди них безусловно следует признать Давида Юма, «возмутителя спокойствия» не только в стане клерикалов, но и смущавшего своими бесстрашными парадоксами и самих просветителей. Так его ближайший друг и ученик А.Смит не решился взять на себя издание рукописи «Диалогов о естественной религии», несмотря на настоятельные просьбы Юма, жить которому оставалось совсем недолго. Юм предпринял героическую попытку полной секуляризации науки о человеческой природе, о чем не смели даже помыслить его предшественники и последователи. Юм, как и его философы-соотечественники, вскоре стал известен на континенте, и французское, немецкое и российское просвещение испытало благотворное влияние великих шотландцев (5; 54; 145; 162).

Мы назвали главные персоналии, предлагаемого исследования британской философской антропологии XVII—XVIII вв. Следует заметить, что основное внимание в предлагаемой работе будет уделено двум шотландским мыслителям: Хатчесону и Юму, «свежо и нервно» воспринявших у своих английских предшественников проблематику человеческой природы. Мы оставляем на будущее анализ учений о природе человека и его общественном бытии других великих шотландских философов XVIII века, в первую очередь А.Смита, А.Фергюсона и Т.Рида.

Что касается содержательного анализа проблем человеческой природы, то основное внимание в данной работе уделяется метафизическим и гносеологическим основаниям и установкам философской антропологии, обоснованию теории морали, в том числе решению проблемы свободы воли, проблеме онтологии естественного права, переход от естественного к гражданскому или политическому состоянию, в том числе происхождение государственной власти путем общественного договора. Также учтена тесная связь всех этих проблем с религиозными и идеологическими доминантами; учтен также и контекст конкретной истории Великобритании в дореволюционный, революционный и постреволюционный период.


ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВЕК ГЕНИЕВ В АНГЛИИ

Накануне революции. Ф.Бэкон и Э.Герберт, эмпирик и рационалист

Но Бэкон на этом не останавливается и ставит принципиальный методологический вопрос самокритики человеческого познания. Это не критика схоластики… Бэкон полагает, что с учетом некоторых поправок на индивидуальные и… Критика идолов так же как и позитивная классификация наук оказала долговременное влияние на последующее развитие…

Человеческая природа и революционная стихия. Гоббс и его критики

Философская антропология в этой обстановке тотального кризиса приобретает совершенно новый характер, она становится прикладной наукой. Первым это понял Томас Гоббс (1588-1679). Уже в 1640 г. в самом начале великой… Назвав в качестве основных элементов нашей природы разум и страсть, Гоббс разделил и все познание на два рода. Первое…

Д.Локк и торжество свободы

Все его важнейшие произведения появились в девяностые годы ХVII столетия после принятия Билля о правах в 1689 г., хотя многие из них написаны… Главная книга Локка проникнута познавательным и гражданским оптимизмом. Она… В «Письме к читателю», опубликованном в пятом, посмертном издании «Опыта о человеческом разумении», Локк указывает,…

Шефтсбери и Мандевиль. Virtuosi и коммерческое общество

Профессионально наблюдательный и приметливый Даниэль Дефо в своем «Турне вокруг всего острова Великобритания», совершенного в годы правления… Симфония Просвещения начинается. Партитура ее принадлежала в основном Локку.… В увертюре прозвучали и диссонансы. «Низкий и испорченный век» обличал в ярких памфлетах Джонатан Свифт.…

ГЛАВА ВТОРАЯ. ФРЕНСИС ХАТЧЕСОН – ПЕРВЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ФИЛОСОФ ШОТЛАНДИИ

Шотландское чудо. Ф.Хатчесон и культурное преображение страны

Шотландия считалась одной из наиболее отсталых окраин Европы и спустя два десятилетия ее экономика, особенно сельское хозяйство, все еще считалась… А все началось со скромного профессора университета Глазго Фрэнсиса Хатчесона.… Пафос просветителя звучал в этих проповедях. Суровая шотландская пресвитерианская церковь была шокирована духом…

Хатчесон-теоретик. I и II Трактаты двадцатых годов

Задача Хатчесона состояла, в первую очередь, в утверждении более широкого взгляда на духовную конституцию человека, причем он не собирался… Цель второго Трактата — опровержение этической доктрины эгоизма как основы и… Такова позитивная и негативная программа первых Трактатов Хатчесона, программа реабилитации достоинства человеческой…

Новые оппоненты. III и IV Трактаты

Некто Д. Бернет в одном из лондонских журналов обратился к автору трактатов с письмом, где называет книгу очень остроумной и воздает должное всему… Между тем, назидательно указывает Бернет, такой фундамент уже создан великими… Принцип, заложенный этими славными мужами, выражается кратко: добродетель или моральное добро основана на истине.

Система моральной философии. Замысел божий о человеке

Стратегический замысел труда состоит в рассмотрении духовной конституции человеческой природы в отношении к высшему благу, чем обозначены не только… Составление атласа человеческих способностей начинается с предупреждения, что… Опираясь на локковское understanding (разумение, познание), вынесенное в название главного произведения Локка «Опыт о…

Гражданская политика

Несмотря на все частные трудности, его главная мысль непоколебима: естественное состояние, в котором проявляются все основные параметры человеческой… Именно так понимает автор экономические преимущества, которые приносит… Привнесенные права возникают из человеческих институтов, договоров, действий – это позитивные законы. Естественная и…

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

ДАВИД ЮМ: УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

Методологические установки и экспозиция

Автор «Трактата о человеческой природе» следующим образом формулирует существо своей методологии: заранее ограничить свое исследование явлениями, не… Эта невозможность объяснения первых начал свойственна и всем другим наукам и… Все же тщательным подбором опытов и прилежным наблюдением над фактами обыденной жизни, поведением людей в обществе Юм…

Я или Мы

Поэтому следует подчеркнуть индивидуальный характер вероятностных суждений, индивидуальный характер отношений субъекта с объектом, образующие личный… В облегченной версии Трактата – «Первом исследовании» — Юм уже не так… И все-таки остается волпрос. Каким образом при полной неопределенности внешних источников и процессов, вызывающих…

Философия как копье Ахиллеса

Перед автором Трактата встает глубоко интимный вопрос о целесообразности философских занятий для него самого как субъекта познания. Высвечивается… Вскоре после выхода в свет Трактата Юм издает сборник Эссе (1742), где снова в… «Но следует ли пускать дело на самотек? – спрашивает Юм. — Должен ли человек определять весь ход своей жизни,…

Исследование аффектов, аффект против разума

С самого начала II Книги Трактата Юм подчеркивает, что в ней сохраняется разделение перцепций на впечатления и идеи, и добавляет, что впечатления… Подобно Хатчесону, Юм разбивает впечатления рефлексии на спокойные (calm),… Аффекты также подразделяются на прямые и косвенные. Прямые непосредственно вызываются каким-либо благом или злом,…

Основания политики. Собственность и справедливость

Если же противопоставить естественное – редкому, ненормальному, исключительному, необычному, то повсеместная распространенность нравственных… Теперь только Юм добирается до сути проблемы. Естественное может быть также… Различие добродетели и порока не вытекает из отношений между объектами и не познается разумом. Деятельность разума…

Политика как таковая. Теория и практика

Обзор исторических примеров позволяет Юму вывести универсальную формулу для переменных – монархии, аристократического правления и демократии, где… Изобретение государственных институтов представляется Юму весьма важным и… Юм отстаивает утверждение, что зачатки государственной власти имеют своим источником споры не между членами одного и…

Религиозный разум как предмет исследования. Секуляризация религиозного сознания

Здесь сформулировано, собственно говоря, основное препятствие, стоящее на пути науки о человеке – религиозное авторитарное сознание – идол театра,… Критика естественной (или рациональной) теологии — важная часть юмовской… В «Первом исследовании» тематика критики религиозного сознания расширилась по сравнению с Трактатом. Юм вставил две…

История как прикладная антропология

Занятия историей для Юма являлись практической проверкой его феноменологизма. «Лучшее выражение философии есть история»[18]. Более того. Юм заявлял… Жанр истории стал очень популярным в ХVIII столетии. Галантный век требовал от… В 30-40 годы в научной периодике довольно оживленно обсуждался вопрос о пользе истории. Во второй половине 30-х годов…

Заключение

Подведем некоторые итоги проделанного исследования учения о природе человека и политических теорий философов Шотландии Ф.Хатчесона и Д.Юма. В их творчестве нашли свое теоретическое выражение глубокие социальные и культурные преобразования в их стране. Опираясь на опыт осмысления Английской революции в трудах ее современников Гоббса, Локка и разработки философов послереволюционного периода Шефтсбери, Мандевиля, Беркли и др., шотландские мыслители сумели по-своему воспринять и переосмыслить традиционные проблемы метафизики, теории познания, этики, эстетики и т.п. Усилив в своих учениях значение субъективного фактора в философской антропологии, развив систему моральной философии, сентиментализм, наполнив теорию непосредственным экзистенциальным переживанием, Хатчесон создал позитивную платформу для радикальных новаций Юма в области гносеологии и этики, истории и политики и своим непоследовательным натурализмом утвердил Юма в необходимости избавиться не только от теистических и деистических способов обоснования метаэтики, но проведя полномасштабную секуляризацию наук о природе человека, обосновать гносеологически самодостаточный феноменальный мир человеческой личности, мир не когнитивный, а ценностный, в котором ведущую роль играют чувства, аффекты, вера, основанная на привычке, а разуму оставлены в удел математические науки и поиски средств для осуществления целей, заданных чувственными желаниями и аффектами.

Скажем несколько слов о преемниках Хатчесона и Юма, о их влиянии на последующее развитие философской и общественной мысли в рамках века Просвещения, что должно стать целью дальнейшего исследования. Младшие современники Хатчесона и Юма – А.Смит (276) и А.Фергюсон в основном приняли теорию морального чувства. Они же двинули дальше социальную и политическую науку на основе политологических разработок и идей Ф.Хатчесона и Д.Юма.

Сентиментализм вылился в эстетическую теорию у Г.Хоума (см. 121).

Скептическая теория познания Юма и его методология вызвали ответную реакцию со стороны Т.Рида, главы шотландской школы философии здравого смысла (231), который в своей системе использовал принцип действия внутренних чувств, приписав его суждениям здравого смысла.

Юмовский подход к проблеме причинности, необходимости и свободы пробудил от догматической дремоты И.Канта. О Хатчесоне и Юме он говорил, как о философах, опыты которых хотя и незакончены, при всех недостатках «тем не менее всего больше преуспели в раскрытии основ всякой нравственности...» (66, 286).

Противопоставление живого и непосредственного Sensus абстрактному и холодному Ratio создало альтернативу рационалистическому Просвещению и получило отражение в литературе, живописи и других искусствах, а также в «философии чувства и веры» в Германии.

Проведенное исследование, думается, позволяет оценивать шотландскую философию как самостоятельное направление в истории британской мысли века Просвещения. Детальное и систематическое изучение творчества оригинальных мыслителей Шотландии остается актуальной исследовательской задачей отечественной историко-философской науки.


Литература

1. Абрамов М.А. Век «здравомыслия (Англия в ХУШ веке)». Депонировано в ИНИОН АН СССР. Новая сов. сер. 3 1974.

2. Абрамов М.А. Реферат книги Д.Ноксона «Философское развитие Юма» // РЖ. 1975. Лит. по философии №1.

3. Абрамов М.А. «Здравый смысл» в английской буржуазной философии // История философии и современность. М., 1976. Вып. 1.

4. Абрамов М.А. Бэкон в советской историко-философской литературе // Филос. науки. 1979. № 1.

5. Абрамов М.А. О шотландской философии ХVIII века // Филос. науки. 1981. № 1.

6. Абрамов М.А. Некоторые вопросы изучения античной философии в историко-философской литературе Англии ХVII-ХVIII вв. // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М., 1983.

7. Абрамов М.А. Юм и Кант. // Философия Канта. Современные исследования и дискуссии. М., 1983.

8. Абрамов М.А. Разработка проблем этики в философии шотландского просвещения // Общественная мысль: исслед. и публ. Вып. I. М., 1990.

9. Абрамов М.А. Ф.Хатчесон, Д.Юм и кальвинизм о свободе воли // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. IV. М., 1993.

10. Абрамов М.А. Догмы и поиск. М., 1994.

11. Абрамов М.А. Проблема свободы и свобод в Британской философии века Просвещения // Социальная философия и философская антропология. М., 1995.

12. Абрамов М.А. Послесловие к книге О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли // Общественная мысль. Исследования и публикации. Вып. IV/ М., 1993.

13. Абрамов М.А. Секрет философа Давида Юма, эсквайра. Предисловие к изданию // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 1-2.; 3 т.: Малые произведения. М., 1995-1996.

14. Абрамов М.А. Неопределенность свободы // Вопросы философии. 1996. № 10.

15. Абрамов М.А. Статьи в философской энциклопедии. «Война всех против всех» «Ральф Кедворт»; «Френсис Хатчесон»; «Система моральной философии»; «Эдвард Герберт Черберийский»; «Давид Юм»; «Трактат о человеческой природе»; «Антони Шефтсбери»; «Характеры людей, нравов, мнений и эпох»; «Кембриджские платоники»; «Шотландское просвещение»: «Просвещение в Англии» (в печати).

16. Абрашнев М.М. Проблема обыденного здравого смысла, «наивного реализма» в исследованиях домарксистской философии. Горький, 1971.

17. Августин Блаженный. Против академиков. М., 1999.

18. Английская буржуазная революция ХVII века в современной зарубежной историографии // Реферативный сборник. М., 1978. Ч. 1-2.

19. Английские деисты ХVII и ХVIII столетий. Записки Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1868.

20. Английские материалисты ХVIII в. В 3 т. М., 1967-1968.

21. Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толанд, А. Коллинз. М., 1981.

22. Апресян Р.Г. Учение о благожелательности в этике Френсиса Хатчесона // Вестник Моск. гос. ун-та. 1979. № 3.

23. Апресян Р.Г. Шефтсбери о моральном чувстве // Филос. науки. 1979. № 6.

24. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975-1984.

25. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т. 1-2. М., 1969.

26. Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма. Становление историзма. М., 1998.

27. Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1968.

28. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.

29. Беркли Д. Алкифрон или Мелкий философ. СПб., 1996.

30. Бернал Д.Д. Наука в истории общества. М., 1956.

31. Богомолов А.С. Критика субъективного идеализма философии Д.Беркли. М., 1959.

32. Богомолова А.Г. Д.Юм о месте разума и чувств в морали // Мораль, общество, личность. М., 1979.

33. Болингброк Генри Сент-Джон. Письма об изучении и пользе Истории. М., 1978.

34. Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПб., 1895.

35. Боэций Утешение философией» и другие трактаты. М., 1980.

36. Быховский Б.Э. Беркли. М., 1970.

37. Бэкон Ф. Сочинение: В 2 т. М., 1978.

38. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М., 1990.

39. Вальденберг В. Закон и право в философии Гоббса. СПб., 1900.

40. Васильев В.В. Учение о душе в метафизике XVIII века. Барнаул, 2000.

41. Васильев С. Теоретическая философия Давида Юма. б.м., 1922.

42. Виноградов Н.Д. Философия Давида Юма. Ч. 1. М., 1905; Ч. 2. М., 1911.

43. Гассенди П. Сочинения: В 2 т. М., 1966.

44. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1929-1959.

45. Гиббинс Г. Английские реформаторы. М., 1896.

46. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. М., 1989.

47. Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1964.

48. Голосов В.Ф. Очерки по истории английского материализма. Красноярск, 1958.

49. Городенский Н.Г. Полемика Локка против теории прирожденности и его собственное воззрение по вопросу о происхождении знания. Сергиев Посад, 1898.

50. Гроций Г. О праве войны и мира. Репринт с изд. 1956 г. М., 1994.

51. Грязнов А.Ф. Философия шотландской школы. М., 1979.

52. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

53. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1994.

54. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

55. Жучков В.А. Из истории немецкой философии ХVIII века (предклассический период). М., 1996.

56. Жердецкая Э.В. Этика Юма и ее современное значение // Человек, общество, этика. М., 1990.

57. Заиченко Г.А. Джон Локк. М., 1990.

58. Зверева Г.И. История Шотландии. М., 1987.

59. Игнатович В.В. История английских университетов. СПб., 1861.

60. Из истории английской эстетической мысли ХVIII века. М., 1982.

61. Иодль Ф. Давид Юм, его жизнь и философия. М., 1901.

62. История философии. М., 1941-1943.

63. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 2. М., 1996.

64. История философии: В 6 т. 1957-1961.

65. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 1-2. М., 1997-1998.

66. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966.

67. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

68. Карасевич П. Бэкон Веруламский как моралист и политик. (Отт. Из «Русского вестника» Т. СХII. № 7, № 8).

69. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы. Рационализм и эмпиризм в буржуазной философии ХХ века. М., 1974.

70. Колесников Б.И. Традиции и новаторство в шотландской поэзии ХIV-XVIII веков. М., 1970.

71. Крушанов А. Атлас истории западноевропейской философии. М., 1997.

72. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно- европейская философия ХVIII века. М., 1986.

73. Кузнецов К.А. Английская палата общин при Тюдорах и Стюартах. Одесса, 1915.

74. Лейбниц. Сочинения: В 4 т. М., 1982-1989.

75. Лекки В.Э.Г. История возникновения и влияния рационализма в Европе. СПб., 1871.

76. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

77. Левиафан или о сущности, форме и власти государства. Соч. Т.Гоббза Мальмесберийского. СПб., 1868.

78. Локк Д. Сочинения в трех томах. М.,1985-1988.

79. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

80. Льюис Д. История философии. СПб., 1892.

81. Маковельский А.О. Этико-политическая система Гоббса. Казань, 1912.

82. Мальбранш Н. Разыскание истины. Санкт-Петербург, 1903-1906.

83. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.

84. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. М., 1957-1981.

85. Мееровский Б.В. Английские моралисты ХVIII века о природе человека (А.Шефтсбери, Ф.Хатчесон, Б.Мандевиль) // История философии и культура. М., 1975.

86. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

87. Механика и цивилизация ХVII-ХIХ веках. М., 1979.

88. Милль Д.С. О свободе. В: Общественная мысль: исследования и публикации // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

89. Мистическое богословие. Киев, 1991.

90. Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М., 1975.

91. Михаленко Ю.П. Философия Д.Юма – теоретическая основа английского позитивизма ХХ века. М., 1963.

92. Мур Д.Э. Принципы этики. М., 1984.

93. Нарский И.С. Философия Давида Юма. М., 1967.

94. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1973.

95. Наука к познанию роскоши, сочиненная на англ. языке г. проф. Давидом Гюмом, а с оригинала французского перевел студ. Федор Левченков. СПб., 1776.

96. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989.

97. Ньютон И. Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М., 1954.

98. О воспитании детей господина Локка. Пер. с фр. на российский язык В.Поповского. Ч. 1-2. М., 1759. 2 изд. 1788.

99. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. СПб., 1999.

100. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994.

101. Поуп А. Поэмы. М., Художественная литература. 1988.

102. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997.

103. Роговин С.М. Деизм и Давид Юм. Анализ диалогов об естественной религии. М., 1908.

104. Свифт Д. Путешествия Гулливера. Изд-во Всемирная литература.

105. Смирнов А. Философия Беркли. Варшава, 1873.

106. Смирнов А. Из истории английской этики. т. I. Английские моралисты ХVII в. // Реформы моральных наук и основы научной этики в Англии. Казань, 1880.

107. Смит А. Теория нравственных чувств. СПб., 1868, 1895. М., 1997.

108. Современный либерализм. М., 1998.

109. Сокращенная философия Ф.Бэкона. Пер. с фр. В.Тредиаковского. Т. I. СПб., 1760.

110. Социальная философия и философская антропология. М., 1995.

111. Субботин А.Л. Френсис Бэкон. М., 1974.

112. Субботин А.Л. Бернард Мандевиль. М., 1986.

113. Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. М., 1959.

114. Фергюсон А. Начальные основания нравственной философии. М., 1804.

115. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. СПб., 1817.

116. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

117. Философская энциклопедия в пяти томах. М., 1960-1970.

118. Фишер Куно. Реальная философия и ее век. Франциск Бакон СПб., 1870. Изд. 2-е.

119. Фомы Гобезия начальные основы философии и гражданина. Пер. с латыни. СПб.-М., 1776.

120. Френсис Хатчесон, Давид Юм, Адам Смит. Эстетика. 1973.

121. Хоум Г. Основания критики. М., 1977.

122. Церетели С. Понятие «симпатии» в философии Юма // Вопросы философии и психологии. М., 1914. № 121.

123. Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1975.

124. Цицерон М.Т. Философские трактаты. М., 1985.

125. Ческис Л.А. Т.Гоббс – родоначальник современного материализма. М., 1924.

126. Чичерин Б.Н. История политических учений. Ч. 2. М., 1872; Ч. 3. 1874.

127. Чтения в обществе любителей духовного просвещения. Из истории религиозных сект. М., 1877-1878.

128. Шарифжанов И.И. Современная английская историография буржуазной революции ХVII в. Основные идейно-методологические тенденции и направления. М., 1982.

129. Шефтсбери А. Эстетические опыты. М., 1975.

130. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1966.

131. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1996.

132. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 1-2. М., 1995.

133. Юм Д. Малые произведения. М., 1996.

134. Юм Д. О населенности древних народов, каковою оная является из писаний историков, мудрецов и стихотворцев тех времен Гюма. Преложил с английского с некоторыми примечаниями Николай Муравьев, статский советник и кавалер, почетный член Императорского Московского университета. СПб., 1806.

135. Юм Д. Опыты. Иеремия Бентам. Принципы законодательства. О влиянии условий времени и места на законодательства. Руководство по политической экономии. Пер. М.О.Гершензона. М., 1896.

136. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995.

137. Юм Д. Исследование о человеческом уме /Пер. Церетели. Пг., 1916.

138. Ям К.Е. Формирование научной критики религии во французском просвещении. Барнаул, 1972.

139. Anderson R.F. Hume’s First Principles / Lincoln. Univ. Nebraska press.

140. Ardal P.S. Passion and Value in Hume’s Treatise. Edinburgh Univ. Press., 1966.

141. Arizona Hume Symposium Dodrect-Boston, 1978.

142. Ayer A.J. Hume. Oxford, 1980.

143. Basson A.H. David Hume Ping. Book, 1958.

144. Bax E.B. Handbook in History of Philisophy for Students. L., 1904.

145. Berlin I Hume and the Sources of German Anti-Rationalism. In G.P. Morice (ed.) David Hume: Bicentary Papers Edinburgh U.P. 1977.

146. Berry C.J. Hume, Hegel and human Nature. The Hague. 1982.

147. Bertman M.A. Hobbes: The natural and the artificated good. Bern etc. Lang. 1981.

148. Blackstone W.T. Hutcheson’s Moral Sense Theory. In: Methodos. Vol. XI. № 43-44.

149. Bobbio N. Thomas Hobbes and the natural Law tradition (Transl. By Gobett D). Chicago; L. Univ. Of Chicago press. 1993.

150. Bongue L. David Hume Prophet of Counter-revolution. Oxford, 1965.

151. Boswell in extremes 1776-1778 / ed. By W.C.Weis, F.A.Bottle N.Y., 1970.

152. Bowle J. Hobbes and his critics. A study in seventeenth century constitutionalism. N.Y., 1969.

153. Braudy L. Narrative form in History and Fiction. Hume, Filding & Gibbon Princeton N.J. 1970.

154. Bricke J. Hume’s Philosophy of mind. Princeton (New York). 1980.

155. Вritish moralists 1650-1800, Vol. 1 (ed. Raphael D.D.) Oxford Clar.Press, 1968.

156. Broiles L.D. The Moral Philosophy of David Hume. The Hague 1964.

157. Brook G.P., Aalto S.K. The Rise and Fall of Moral Algebra: Hutcheson and the Matematization of Psychology (Journal of History of the behavioral science. Brandon, 1981. Vol. 17. №3.

158. Brownsey P.F. Hume and the Social Contract, Philosophical Quarterly, XXVIII, 1978.

159. Brunins T. David Hume on criticism. Inaug. Diss. Stockholm 1952.

160. Bryson G. Man and Society: The Scottish Inquiry of the Eighteen Century Princeton, New Jersey Princeton University press 1945.

161. Burton J.H. The Life and Correspondence of David Hume 2 v. L., 1846.

162. Campbell R.H. and Scinner A.H. eds., The Origins and Nature of the Scottish Enlightenment., Edinburgh. 1982.

163. Capaldi N. David Hume, the Newtonian Philosopher. Boston, 1975.

164. Chadha Satish C. Working of Hume in Kant. Chandigarh, 1968.

165. Chitnis A.C. The Scottish Enlightenment: a Social History L., Groom helm, 1976.

166. Conniff J. Hume’s Political Methodology: A Reconsideration of «that Politics May be Reduced to a Science», Review of Politics, XXXVIII (1976), 88-108.

167. Copleston F. A History of Philosophy. L., 1959. Vol. V.

168. Crescenzo G. De Francis Hutcheson e il Suo tempo Torino. Tayler, 1968.

169. Cudworth R. The True intellectual system of universum. L., 1820. Vol. 1.

170. Cumberland Richard De Legibus Naturae... L., 1672.

171. Daiches D. The Paradox of Scottish Culture. The Eighteenth Centure Experience. L., 1964.

172. Damrosch J. Fiction of reality in the age of Hume and Johnson. Madison (Wis.) 1989.

173. David Hume: Bicentary Papers. Ed. By G.P. Morice. Edinbourgh. 1977.

174. David Hume: many-sided Genius. Univ. Oklahome Press. 1976.

175. David Hume and the Eighteenth Century British Thought. An annoted catalogue. Tokyo, 1986.

176. David Hume: A Symposium (ed. By D.F. Pears). L., 1963.

177. Dees R.H. Hume on characters of virtue // J. Of history of philosophy – Claremont, 1997. Vol. 35. № 1.

178. Defoe D. A Tour through the whole Island of Great Britain. Penguin English Library 1971 (reprint 1978).

179. Dunn J. The political Thought of J.Locke. An historical Account of the Argument of the Two Treatises of Government. L., Cambridge Univ. Press. 1969.

180. Edwards J. Freedom of Will. New Haven. 1957.

181. Eisenach E.J. Two World of Liberalism: Religion & politics in Hobbes, Locke and Mill. Chicago, L. Univ. Of Chicago. 1981.

182. Elosequi M. Hume on phenomenological discovery of the Self // Manifestations of Reason: Life, Historicity, Culture. Reason, Life, Culture. Dordrecht ets., 1993. Pt 2.

183. Flage D.E. David Hume’s Theory of Mind. L., 1990.

184. Flew A. David Hume: Philosopher of Moral Science. Oxford – N.Y., 1986.

185. Forbes D. Hume`s Philosophical Politics. Cambridge, 1975.

186. Fowler T. Shaftesbury and Hutcheson. L., 1900.

187. Frankena W. Hutcheson’s Moral Sense Theory. Journal of History Ideas. 1955. XVI. № 3.

188. Franklin B. A Dissertation on Liberty and neccessity. Pleasure and pain In: The American age of reason. M., 1977.

189. Gauthier D.P. The Logic of Leviathan. The moral and political Theory of Th.Hobbes. Oxford. Clar. Press. 1969.

190. Glathe A.B. Hume`s Theory of the Passion and the morals. A study of book 2 and 3 of the Treatise Berkley-Los Angeles 1950.

191. Goldman A.H. Moral Knowledge. L., N.Y. Rutledge, 1988.

192. Goldsmith M.M. Hobbes’s science of Politics N.Y.–L., 1966.

193. Goldsmith M.M. Regulating anew the moral and political sentiments of mankind. Bernard Mandeville and Scottish Enlightenment J. Of the history of Ideas. Philadelphia, 1988. Vol. 49. № 4.

194. Graham H.C. Social Life of Scotland in the Eighteenth Century. L. Black. 2-th ed Reprint.

195. Grave S.A. The Scottish Philosophy of Common Sense. Oxford, 1960.

196. Greene R.A. Instinct on nature: natural low, synderesis, and the moral sense // J. Of the history of ideas. Philadelphia, 1997. Vol. 58. № 2.

197. Greig J.X.T. The Letters of David Hume. Oxford. Vol. 1-2. 1932.

198. Hall R. Fifty Years of Hume Scholarship. A Bibliographical guide. Edinburgh. U.P. 1978.

199. Hamilton H. An Economic History of Scotland in the Eighteenth Centure. Oxford. Clarendon Press. 1963.

200. Harrison J. Hume’s Theory of Justice. Oxford. Clarendon press, 1981.

201. Hayek F. The Legal and Political Philosophy of David Hume’ in V.C. Chappell (ed.), Hume: A Collection of Critical Essays L. Macmillan, 1968.

202. Heinemann F.H. Hume D. The man and his science of man. Paris Hermann. 1940.

203. Hendel C.W.H. Studies in the Philosophy of David Hume. N.Y., 1963 (1925).

204. Herbert Edward of Cherbury. De Veritate ets Bristol. 1937.

205. Horne T.A. The Social Thought of Bernard Mandeville L. Macmillan, 1978.

206. Horne Th. A Moral and economic of Improvement: Francis Hutcheson on Property. History of political Thought. Exeter, 1986. Vol. 7. № 1.

207. Humber J.M. Hume’s invisible Self // Amer. Catholic philos. Quart. Wash., 1995. Vol. 69. № 3.

208. Hume and Enlightenment. W.B. Todd. ( ed.) Edinburgh. 1974.

209. Hume D. Essays Moral, Political and Literature. L., 1875.

210. Hume D. The History of England I-VI. L., 1841.

211. Hume: A Re-evalution, N.Y. Fordham Univ. Press, 1976.

212. Нutcheson F. An Inquiry concerning Beauity, Order, Harmony, Design The Hague Nijhoff. 1973.

213. Hutcheson F. A System of Moral Philosophy. N.Y., 1968. Reprint Glasgow, R. And A. Foulis, 1755.

214. Hutcheson F. An Essay on the Nature and Conduct of Passion and Affection N.Y., 1971.

215. Hutcheson F. Illustration of the Moral Sense. Cambridge (Mass.) 1971.

216. Hutcheson F.A. Short Introduction to Moral Philosophy, in Three Books, containing the Elements of Ethics and the Law of Natures Glasgow 1747.

217. Huxley T. Hume. L., 1886.

218. Jeffner A. Butler and Hume on Religion. Comparative analysis. Stockholm, 1966.

219. Jenkins John J. Hume’s Account of Sympathy – Some Difficulties. In Philosophers of the Scottish Enlightenment. Edinburgh 1984.

220. Jensen T.E. A Bibliography of D.Hume and Scottish Philosophy from Hutcheson to Lord Balfour. L., 1938.

221. Jones P. Another Look at Hume’s Viewy of Aesthetic and Moral Judgment. The Philosophical Quarterly. Vol. 20. № 78. Jn. 1970.

222. Jones P. Hume’s sentiments: theirs Ciceronian and French Context. Edinburgh, Edinburg univ. Press, 1982.

223. Ju Sh. The Unsolvability of Hume’s Problem and Local Justification of Induction. // Epistemologia. Genova, 1993. A. 16. № 1 P. 77-96.

224. Kemp Smith, Norman Philosophy of David Hume: A Critical of Its Origins and Central Doctrines. L., 1949.

225. Khamara E.J. Hume versus Clarke on the cosmological argument (Philos. Quarterly St.Andrews, 1992. Vol. 42. № 166.

226. Kivi P. The Seventh Sense. A Study of F. Hutcheson’s Aesthetic and its influences in 18 Century Britain. N.Y., 1976.

227. Klibansky, Mossner E.C. (eds) New Letters of David Hume. Oxford, 1954.

228. Korsmeyer C.W. Relativism and Hutcheson’s Aesthetic Theory Journal of History of Ideas. 1975. Vol. XXXVI. № 2.

229. Kuypers M.S. Studies in the Eighteenth Century background of Hume’s empirism. N.Y., 1966 (1930).

230. Kydd R.M. Reason and Conduct in Hume’s Treatise. N.Y., 1964 (1946).

231. Laird J. Hume’s Philosophy of Human Nature. L., 1932.

232. Latimer J.P. Immediate Perception as Held by Reid and Hamilton considered as Refutation of scepticism of Hume. Leipzig, 1880.

233. Laurie H. The History of Scottish Philosophy and its National Development. Glasgow, 1902.

234. Lecky W.H. A History of England in Eighteenth Century. L., 1878-1904.

235. Leiden W. Von. Hobbes and Locke: the Politics of Freedom and obligation. N.Y., St. Martin’s press, 1982.

236. Levine M.P. Hume and Problem of Miracles. A Solution. Dodrecht, 1989.

237. Locke J. Reasonableness of Christianity. L., 1936.

238. Lucy W. An Answer to ms Hobbes’s his Leviathan... L., 1673.

239. MacCosh J. The Scottish Philosophy. Bibliographical,

240. MaacCosh J. Encyclopedia Britanica. L., 1946. Vol. XIV. P. 554.

241. Mackie J.L. Hume;s Moral Theory. L., 1980.

242. Macnabb D.G.C. David Hume, his Theory of Knowledge and Morality. Hamdea (Cf) 1966. (1951).

243. Маnnheim K. Conservative Thought in K.Mannheim, Essays on Sociology and Social Psychology. L., 1953.

244. Methodological Heritage of Newton. Oxford. Eds by R.E. Butts ets. Blackwell. 1970.

245. Miller D. Philosophy and Ideology in Hume’s political Thought. Oxford, Clarendon Press, 1981.

246. Mintz S.J. The Hunting of Leviathan. Seventheenth century reaction to the materialism and moral Philisophy of Thomas Hobbes. Cambridge Univ. Press. 1962.

247. Mossner E.C. The Life of David Hume. Oxford. Clarendon press. 1970 (1954).

248. Norton D.F. David Hume: Common-Sense moralist, sceptical metaphisician. Princeton, 1982.

249. Norton D.F. Hutcheson’s moral realism (Journal of History of Philosophy (Claremont), 1985. Vol. 23. № 3.

250. Noxon J. Hume’s Philosophical Development. A Study of his Method. Oxford, Clarendon Press. 1973.

251. Passmore J.A. Ralph Cudworth. Interpretation. Camb., 1951.

252. Passmore J.A. Hume`s Intention. Camb., 1952.

253. Philosophers of Scottish Enlightenment. Edinburgh, 1984.

254. Raphael D.D. Moral Sense. L., 1947.

255. Raphael D.D. Adam Smith and Infection of David Hume’s Society. J. of History Ideas. Vol. XXX. № 4. 1969.

256. Raphael D.D. Physics and Ethics: The Influence of Newton on Moral Philosophy. L., 1975.

257. Robinson D.S. (ed.) The Story of Scottish Philosophy. A Compendium. N.Y., 1961.

258. Rowe W.L. Causality and free Will in Controversy between Collins and Clarke. J. of History of Philosophy 1987. Vol. 25. № 1.

259. Price K.B. ’Does Hume’s Theory of Knowledge Determine his Ethical Theory? J. of Philosophy’ XL (1950), 425-34.

260. Price A.N. The Ironic Hume. Austin Texas, 1965.

261. Sabine G. Hume’s Contribution to the Historical Method. Philosphical Review 1906. 15.

262. Scotland in the Age of Improvement Edinburgh, 1970.

263. Scott W. Fransis Hutcheson. His Life, Teaching and Position in History Philosophy Reprint. N.Y., 1966.

264. Seliger M. The Liberal Politics of J.Locke N.Y. Washington, 1969.

265. Seth A. The Scottish Philosophy A comparison of Scottish and German Answers to Hume. Edinburgh-London, 1885.

266. Shaftesbury A.C. Characteristics of man, manners, opinion, Times etc. L., 1900.

267. Sidgwick H. History of ethics L., 1967.

268. Silver A. Friendship in commercial Society: Eighteenth-century social theory and modern sociology. (Amer.J. of sociology. Chicago, 1990. Vol. 95. № 6.

269. Smith J.W. Concerning Hume’s Intention. Philosophical Review. Jan. Vol. LX1X. № 1.

270. Sorley W. A History of English Philosophy. Cambridge. 1937.

271. Spraque E. Fransis Hutcheson and the Moral Sense. Journal of Philosophy 1954. Vol. 51. № 24.

272. Stephen L. English Thought in Eighteenth Century. L., 1876.

273. Stewart J.B. The moral and political Philosophy of David Hume N.Y. L., 1963.

274. Stromberg R.N. Religious liberalism in Eighteenth century England. Oxford. Univ. Press. 1954.

275. Stroud B., Hume L. Routledge and Kegan Paul, 1977.

276. Taylor W.L. F.Hutcheson and D.Hume as Predecessors of A.Smith. Durham ( N.Carolina) 1965.

277. Taggart E. Locke’s Writtings and Philosophy Historically Considered and Vindicated from Charge of Contributing to the Scepticism of Hume. L., 1855.

278. Thomas Hobbes and political Theory (Ed. By Diets M.G. – Lawrence: Univ. Press of Kansas, 1990.

279. Trevor-Roper, Hugh R. Hume as a Historian. D.Hume A Symposium L., 1963.

280. Trigge R. Ideas of human Nature: An historical introduction. Oxford; N.Y. Blackwell, 1988.

281. Twayman S. Reason and Conduct in Hume and his Predecessors. The Hague. Nijhoff. 1974.

282. Warrendel H. The political Philosophy of Hobbes. His Theory of Obligation. Oxford. Clarendon Press. 1957.

283. Wertz S.K. Hume, History and Human Nature. J. the History of Ideas 1975. № 16.

284. Wexler V.G. David Hume and his History of England. Philadelphia, 1979.

285. Wilbanks J. Hume’s Theory of Imagination. The Hague. Nijhoff. 1968.

286. Wincler K.R. Hutcheson’s alleged realism (Journal of History Philosophy (Claremont), 1985. Vol. 23. № 2.

287. Woolhouse R.S. The Empirists. Oxford – N.Y., 1988.

 


Научное издание

АБРАМОВ Михаил Александрович

Шотландская философия века Просвещения

Корректоры: Ю.А.Аношина, Т.М.Романова  

– Конец работы –

Используемые теги: шотландская, Философия, века, просвещения0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Французская философия 18 века. Просвещение
Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не… Зародившись середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке… Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии , которая в качестве экономически наиболее сильного и…

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Петровская революция. Век Просвещения
ТЕМА 7 ПЕТРОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В процессе самостоятельной работы по изучению данной темы руководствуйтесь следующим планом 7.1 Экономические и… Быстро развивалась промышленность и торговля, в техническом обучении и науке… Но успехи этого периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами.Подумайте, какие экономические и социально -…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА
На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА"

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Европейская философия Нового времени и Просвещения
Философы этого периода выше всего ценили своеобразие и уникальность индивидуума. Исключительно важную роль в формировании философии и науки Нового… Собственно говоря, сама эта цивилизация была вызвана к жизни именно развитием… Эти особенности обусловили и новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с теологией, а в…

Русская философия XI – XX веков
Русская философия является составной частью мировой филосо фии В то же время она отлична от философии других стран и это от личие проявлялось на... Этапы развития русской философии Становление русской философии в ХI...

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Французская философия XVIII века Происходит расширение понятия рациональность до идейно-теоретического течения, в котором научное знание становится достоянием широкой… Французское Просвещение. В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой Просвещения.
  • Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI! И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…
  • Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века Ведь любовь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь… Ведь Эрот самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, …
  • Античная философия и философия средневековья Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…
  • Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...