Почему мы сопротивляемся познанию?

Если мы здесь для того, чтобы учиться, и если мы имеем это встроенное в нас желание учиться любознательности, почему мы так сильно сопротивляемся познанию? Например, так, как обычно бывает в знакомом всем споре: "Послушай меня!" — "Нет, это ты послушай меня!" — "Нет, это ты послушай меня!" И так далее.

Похоже, где-то в восемнадцатилетнем возрасте (прибавьте или отнимите 10 лет) что-то внутри нас решает: "Ну вот, теперь я созрел. Я знаю все, что мне нужно знать, и больше этого знать не собираюсь". Почему? Давайте снова обратимся к концепции маленького ребенка, которого учат жизни его родители.

Итак, родители — большие! Они в четыре или пять раз больше детей.

Представляете, какое уважение (благоговение? страх?) Вы испытывали бы к индивидууму четырех-шестиметрового роста, весящему 300-400 килограммов.

Представьте себе ребенка (двух, трех), играющего в комнате. Родители читают, дети играют, все прекрасненько. А примерно через час — бабах!

Ребенок налетает на стол и опрокидывает лампу.

И там, где только что не было и намека на контакт с родителями, возникли сразу несколько точек соприкосновения — и почти все негативные.

"Сколько раз мы говорили тебе! Ты можешь хоть что-нибудь делать нормально?

Что с тобой происходит? Это была моя любимая лампа! Как тебе не стыдно, паршивец!" Словесная тирада может быть подкреплена физическим наказанием.

Что будет помнить ребенок о вечере, проведенном с родителями? Запомнит ли он спокойные часы мирной игры (то есть когда ничего не разбивается), пока мамочка и папочка читают, или он запомнит 10 минут, наполненные криками "гадкий", "мерзкий", "стыдись"?

Естественно, он запомнит негативное. Это было громко и страшно: представьте себе пару богов ростом четыре-пять метров и весом по 400 килограммов, кричащих на вас. Чаще всего это единственный контакт, который ребенок имел с "богами" за весь вечер. (Особенно если частью наказания стала ранняя ссылка в кроватку.)

Когда основное воспоминание ребенка об общении с родителями ("богами") состоит в основном из "нет", "нельзя", "прекрати", "замолчи", "стыдись", "плохой, плохой, плохой", то что этот ребенок узнает о себе? Что он не способен ни на что хорошее; что в любой момент он должен ожидать неудачи, и все равно ему не повезет.

Короче говоря, ребенок начинает верить, что он или она изначально недостаточно хороши, что они предназначены для неудач. Что они никчемны.

Традиционная система образования почти не располагает средствами, чтобы развеять эту ошибочную веру. Наоборот, школа только усиливает этот образ.

(Если мы научились всему, что нам нужно, еще в детском саду, в первом классе школы это из нас вытрясут.) Вас научат, что Вы должны "зарабатывать оценки", иначе Вы немного будете стоить. Если Вы действительно будете усердствовать в добывании оценок, кто-нибудь из взрослых может спросить вас: "Что это ты все время учишься? Почему ты не играешь с другими детьми? Что с тобой? У тебя что, друзей нет?"

Естественно, ощущая себя никчемным, долго не протянешь. Это слишком болезненно. Поэтому мы изобретаем средства защиты — поведение, которое дает иллюзию безопасности. Скоро мы замечаем, что другие не только используют аналогичные средства защиты, но и подняли их на новый, экзотический уровень.

Продолжаются занятия в школе ограничений.

Мы становимся членами клуба, где перестаем быть одинаковыми. Фактически мы начинаем чувствовать себя в полном порядке. У нас есть компаньоны, сотоварищи, собратья, собутыльники и т.д.

Что за клубы? Существуют четыре основных разновидности международных клубов "Давайте смоемся от всей этой мучительной несправедливости". Вот они: