Жизнь — это метафора.

Существует много моделей жизни — аналогии, аллегории и метафоры, позволяющие нам понять такое сложное, запутанное и, на первый взгляд, недоступное для понимания явление, как жизнь.

Существует школа, которая учит, что жизнь — это игра (а также ее варианты типа: жизнь — это бейсбольная игра, жизнь — это футбольная игра, жизнь подобна теннису, жизнь подобна шахматам, жизнь — это "монополия", жизнь — это крокет).

"Жизнь подобна игре в вист, — заметил некоторое время назад Евгений Харе. — Из невидимых запасов извлекаются карты, и все зависит от Ваших рук". Позднее Джон Биллинг закончил мысль: "Жизнь заключается не в том, чтобы иметь хорошие карты, а в том, чтобы хорошо играть теми, какие у вас есть".

Некоторые верят, что Жизнь — Это Запутанная Машина (этот подход очень популярен в Германии). В Северной Калифорнии верят, что Жизнь— Это Компьютер. Вакминстер Фуллер соединил эти два символа: "Земля подобна космическому кораблю, который не поддается ручному управлению".

Так что же такое жизнь — работа или игра? Карл Маркс сказал: "Жизнь — это работа", и Генри Форд был единственным, кто с этим согласился. Не согласились Леон де Монтенакен, который сказал: "Жизнь — это не что иное, как игра", и Лайза Минелли, которая пела: "Жизнь — это кабаре".

Сенека сказал: "Жизнь — это игра. И значение в ней имеет не ее длина, а ее содержание".

Что это за игра? Жан де Ла Брюйер предположил, что жизнь — "это трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто думает". Кирк Дуглас назвал жизнь "сценарием фильма". (От Сенеки до Кирка Дугласа в одном параграфе. Неплохо.)

Шекспир, конечно, назвал жизнь "актером, который отпущенные ему часы важно ходит или мучается на сцене...". Бернард Шоу для ответа на вопрос обратился к искусству Барда: "Жизнь для меня не просто короткая свечка. Это нечто вроде великолепного светильника, который мне довелось подержать некоторое время".

Некоторым нравятся музыкальные аналогии. "Жизнь похожа на тромбон, — указывал В.-С.Ханди. — Если Вы ничего не вкладываете в нее, Вы ничего не получаете от нее". Сэмюэль Батлер сказал: "Жизнь подобна игре на скрипке перед публикой, в процессе которой Вы осваиваете этот инструмент". Элла Вилер Вилкокс пела: "Наши жизни — песни. Господь пишет слова, а мы кладем их на музыку, как нам нравится, — и песни получаются радостные, или нежные, или печальные, в зависимости от того, в каком такте мы исполняем музыку".

Одна из лучших литературных аналогий позаимствована из Еврейской Теологической Семинарии: "Жизнь — это единственная буква в алфавите. Она может не иметь смысла. Или может быть частью великого смысла".

Одна из известнейших американок, Хелен Келлер, провозгласила: "Жизнь — это либо приключение, требующее отваги, либо ничто". Бернард Шоу согласился, хотя и по-своему: "Жизнь — это серия вдохновенных глупостей. Трудность заключается в том, чтобы понять, как можно заставить их работать на себя. Не упускайте шанса: он представляется вам не каждый день".

Мы ссылались на слишком эзотерические вещи, давайте вернемся на землю.

Как Вы отнесетесь к тому, чтобы завершить эту главу аналогиями из серии "жизнь — это еда?" "Жизнь — это лук, — писал Карл Сандбург. — Вы чистите его и плачете". "Жизнь подобна поеданию артишоков, — говорит нам Т.-А. Дорган, — вам приходится пройти через многое, чтобы получить так мало". Или, может быть, она больше похожа на то, о чем говорила Аунти Мам: "Жизнь — это банкет, а некоторые бедные сукины дети умирают с голоду"? Дон Маркие назвал жизнь "яичницей-болтуньей". Вы можете сделать из нее все, что вам захочется. То же самое мы можем сказать и о жизни, не так ли?

А что мы думаем относительно того, что такое жизнь? Какую модель мы используем для описания времени, которое проводим вместе? Пожалуйста, переверните страницу.

Главная цель нашего существования — это примирить наше блестящее мнение о себе самих с теми ужасными вещами, которые думают о нас другие.

Квентин Крисп