Quot;Природный закон народонаселения" и воспроизводство культуры

Рост и распространение культуры как передача и накопление информации — это процесс, повсеместно и безусловно связанный с интенсификацией и расширением контактов, общения, а следова­тельно, и с увеличением плотности и численности населения.

Одно из наиболее интересных объяснений постоянного прироста народонаселения предложил Мальтус4. (Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993) В соответствии с "природ­ным законом народонаселения", в основе которого инстинкт продол­жения рода, народонаселение растет в геометрической прогрессии. Однако лавинообразное увеличение ограничивается темпом роста средств существования, которые (по Мальтусу) пребывают в ариф­метической прогрессии, создавая проблему "абсолютного избытка населения".

(39)

"Природный закон народонаселения" тыся­челетиями, вроде бы, задавал темпы развития культуры. Но закон ли это? Или производная от общего закона, лишь временная, частная форма, которая необходима для информационного про­гресса, для наращивания опыта на каком-то эта­пе? Можно предположить, что та или иная ди­намика (темп роста, стабилизация или угнете­ние) — лишь способ эффективной реализации информационного ускорения. И так как на про­тяжении многих эпох эволюция культуры обес­печивалась усиливающимся приростом населе­ния, то наверное, некие условия оставались от­носительно стабильными.

Если представить сохранение интегрального опыта как необходимое условие эволюции куль­туры, то следует прежде всего рассмотреть культуру как систему передачи информации ме­жду поколениями5. (См.: Эйген М. Гиперцикл. Принципы самоорганизации макромолекул. М., 1962)

Полный информационный запас культуры складывается из "независимой" (хранящейся вне человека) информации и информации "живой", существующей только вместе с человеком. Какова роль этих видов информации в трансляции культуры?

Готы, захватывающиеРим, и даже вандалы, приходящие сле­дом, при всем желании могут нанести великой цивилизации сравни­тельно небольшой материальный урон. Но всего нескольких деся­тилетий владычества остготов оказалось достаточно для глубокой деградации культуры, необратимых изменений и упадка. Британ­ская империя рушится после победы во второй мировой войне, не терпела поражений от завоевателей и развалившаяся спустя годы советская держава, но вероятно, вслед за империями растворятся и их культуры.

Что же происходит за считанные годы, десятилетия, когда без моровой язвы и термоядерных взрывов исчезают сверхдержавы или цивилизации рассыпаются под натиском горстки конкистадоров?

В поисках аналогии обратимся к действию генетического аппа­рата. Высокосовершенная система записи генетической информа­ции, ее кодирования и дупликации крайне критична к погрешностям:

канал передачи наследственной информации обладает гигантской пропускной способностью, но при воспроизведении генетического кода достаточно ошибки в малую долю процента для того, чтобы следствием явилась катастрофа, лавина ошибок, ведущих к стреми­тельному рассеянию информации.

Подобную критичность к сбоям при воспроизводстве можно предположить и в социальной системе. Искажение малого процента основных стереотипов ведет к разрушению, казалось, вечного цикла их автокатализа.

В то же время довольно заметные утраты информации могут оказаться и не фатальными. Франция конца XVIII века, Россия пос­ле Октябрьской революции, резко сменив идеологическую парадиг­му и социальную структуру, в считанные годы регенерировали рас­павшуюся общественную форму. Логично допустить, что революци­онные смены идеологии, формального права, социального строя (сбои "независимой" информации) ведут к несущественным, не пре(40)вышающим некоторого критического уровня нарушениям "генети­ческого" кода общественного организма.

Тогда отстраненную от человека информацию, вероятно, можЯ но считать необходимым условием социокультурного прогресса, не достаточным для обеспечения стабильного воспроизводства культуры. Стабильность же репликации культуры следует связать с информацией, носителем которой является человек с его "живой культурой.

Возвращаясь к условиям, благоприятствовавшим возрастанию человеческой популяции, констатируем: информационный аспект этих условий состоит в том, что ключевой носитель информации, та транспортная РНК, которая ответственна за воспроизводство куль­туры с ее сложной "белковой" структурой, за поддержание гомеостаза, — человек. Причем, носитель это крайне неустойчивый, обладающий очень низкой информационной емкостью и способный к не реносу ничтожной доли культурного накопления.

Консервативность культуры (и даже ее репрессивность — вне­дрение и поддержка единообразных внешних и внутренних стандар­тов) — необходимое условие ее сохранения. Процесс трансляции со­стоит в квантовании культурного информационного запаса и дубли­ровании его крайне малых порций на множественной группе носите­лей. Высокая надежность может быть гарантирована лишь огром­ной избыточностью, для поддержания которой при трансляции расширяющегося, аккумулируемого культурного опыта и множит­ся тысячелетиями население Земли.

Расширенное воспроизводство народонаселения продолжалось, с ускорениями и замедлениями, вплоть до конца XX столетия. И оста­валось адекватным темпу информационного ускорения.

(41)

Однако в результате культурной революции (приобщение к культуре миллиардов) и сопровождавшего ее демографического взрыва культура приближается к некоторой переходной, нестабиль­ной точке. Чтобы обеспечить надежность передачи возрастающего культурного опыта между поколениями, требуется все большее дробление культурного запаса и все возрастающее количество носи­телей. Система репликации "наследственной" информации, генети­ческий аппарат культуры может столкнуться с серьезными затрудне­ниями. Такое состояние предшествует глобальной переориентации культуры, смене ее фаз.