Во время крупных геологических преобразований в истории планеты, когда условия существования становились крайне нестабильными, преимущество в выживании получали универсальные формы живых существ, наименее специализированные и зависимые от окружающей среды. Именно такие формы давали начало новым, высшим таксонам организмов - типам или классам2. (Зубов А.А. Антропогенез как фаза эволюции живого мира / Биологические предпосылки гоминизации. М., 1976ю С.7-19)
Эта же тенденция имела место и в антропогенезе, который в биологическом смысле представлял собой адаптацию к искусственной среде. В ходе этого процесса по всей ойкумене местные архаичные формы гоминид время от времени заменялись пришлыми фор-
(47)
мами, которые были не только менее специализированными, но и обладали потенциалом для дальнейшего прогрессивного развития. В результате современный человек оказался самым неспециализированным организмом на Земле, и ему удалось заселить все экологические ниши, сохранив видовое единство.
Может быть, один из самых ярких примеров такого замещения -бесследное исчезновение европейских неандертальцев вскоре после того, как в Европе появились люди современного типа, кроманьонцы, принадлежавшие к тому же биологическому виду Homo sapiens. Это драматическое событие имело место 35-30 тыс. лет назад и стало важнейшим поворотным пунктом в эволюции человека. Вот уже несколько десятилетий ученые пытаются решить загадку первобытной истории, ответив на вопрос, почему же эволюция вида пошла в сторону Homo sapiens sapiens, а линия развития Homo sapiens nean-derthalensis оказалась тупиковой.
(48)
Как считают многие антропологи, архаичный Homo sapiens жил в Африке уже более 100 тыс. лет назад. Некоторые его популяции впоследствии мигрировали в Переднюю Азию, эволюционировав там в подвид Homo sapiens sapiens (кроманьонцев), создавший верхнепалеолитическую культуру ориньяк, которая распространилась вместе с ним по всему миру.
Подвид Homo sapiens neanderthalensis сформировался на основе популяций, мигрировавших в Европу непосредственно из Африки и адаптировавшихся к холодному климату ледникового периода3. (Holliday T.W. Postcranial evidence of cold adaption in Europen Neandertals // Amer. J.Phys. Anthropol. 1997. V. 104. N 2. P.245-258) Более высокое положение гортани и обширная носовая полость позволяли неандертальцам дышать морозным воздухом. Укороченные относительно длины тела предплечья и голени препятствовали чрезмерной отдаче организмом тепла, а широкие стопы способствовали передвижению по глубокому снегу.
(49) Возможно, что по сравнению с современными людьми неандертальцы обладали более острым зрением (во всяком случае, в пользу этого говорят сильно развитые затылочные доли коры головного мозга, где находятся зрительные центры) и более густым волосяным
покровом.
Поздние европейские неандертальцы жили в эпоху последнего (вюрмского) оледенения или, как ее еще называют, эпоху мустье в окружении холодолюбивой мегафауны, к которой принадлежали мамонт, шерстистый носорог, северный олень. Мустьерцы хорошо приспособились к суровым условиям существования не только в биологическом отношении. Они сделались умелыми охотниками, о чем, по мнению археологов, позволяют судить скопления костей крупных млекопитающих на мустьерских стоянках. Неандертальцы обычно заселяли пещеры, устраивая при входе занавесы из шкур животных. Они умели мастерить грубую меховую одежду. Заранее проколотые по краю шкуры, раскроенные каменными ножами, сшивались с помощью сухожилий.
Археологические находки свидетельствуют и о довольно высоком интеллектуальном развитии неандертальцев. Они, например, известны как первые люди в истории человечества, которые хоронили мертвых, причем похороны сопровождались определенным ритуалом. Предметы, обнаруженные в неандертальских погребениях, наводят на мысль о существовании в эпоху мустье представлений о загробной жизни. У мустьерцев появились зачатки искусства.
Казалось бы, эволюционная ветвь неандертальцев была вполне жизнеспособной. Тем не менее, она перестала существовать примерно 30 тыс. лет назад. Возможно, Homo sapiens neanderthalensis просто не выдержал конкуренции с пришельцами, принадлежавшими во многих отношениях к более развитому подвиду - Homo sapiens sapiens? Оружие кроманьонцев, действительно, было совершеннее неандертальского, в частности, изобретенная ими копьеметалка давала возможность удваивать длину полета копья. Вместе с тем, гипотеза полного истребления неандертальского населения людьми современного физического типа не выдерживает критики: последние приобретают неандерталоидные черты уже после первоначальной миграции в Европу, то есть примесь имеет местное происхождение.
Однако первые популяции Homo sapiens sapiens, появившиеся в Африке, почти не смешивались с более древними гоминидами. Антропологи объясняют это тем, что когда более 100 тыс. лет назад на Африканском континенте Homo sapiens столкнулся с поздними представителями Homo erectus, между этими двумя видами существовали слишком серьезные биологические и культурные различия, препятствовавшие метисации. В Европе же, по-видимому, ситуация оказалась иной - разрыв между кроманьонцами и неандертальцами не стал непроходимым4, (Зубов А.А. Проблемы внутриродовой систематики рода “Homo” в связи с современными представлениями о биологической дифференциации человечества / Современная антропология и генетика и проблема рас у человека. М., 1995. С.18-42) и кроманьонцы "разбавили" свою южную кровь северной неандертальской. Возможно, именно это помогло их потомкам биологически адаптироваться к условиям приледниковой Европы. Пока это - лишь гипотезы. Надо надеяться, будущие палео-антропологические открытия прольют свет на загадку эволюционной судьбы Homo sapiens neanderthalensis.
Для нас сейчас важно, что кроманьонский человек усвоил весь накопленный опыт своих предшественников - опыт борьбы за жизнь в суровой природной среде, и перенял некоторые их культурные достижения. Животные ресурсы, казавшиеся неисчерпаемыми, стимулировали совершенствование охотничьего инвентаря и прие(50)мов охоты, которая стала основным источником пищи. Это способствовало развитию первобытной техники, что сделало возможным дальнейшее расширение ойкумены.