Философия здоровья

Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН

Художник В.К.Кузнецов
Технический редактор А.В.Сафонова

Корректор А.А.Смирнова


 

 

Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.98 г.

Подписано в печать с оригинал-макета 00.00.01.
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл.печ.л. 00,00. Уч.-изд.л. 13,11. Тираж 500 экз. Заказ № 026.

Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН
Компьютерный набор: Е.Н.Платковская
Компьютерная верстка: Ю.А.Аношина

Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119992, Москва, Волхонка, 14

 


* Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 00–06–80103.

[1] Интересно отметить, что по данным Программы развития ООН, Канада в последние годы постоянно занимает первое место в мире по индексу развития человеческого потенциала. При этом по такой составляющей этого индекса, как средняя ожидаемая продолжительность жизни, положение выше Канады занимает только Япония (7, с. 130).

[2] Я вполне отдаю себе отчет в том, что само использование термина “инвалид” сегодня начинает вызывать нарекания, поскольку он несет в себе дискриминационный оттенок. Однако термин “лицо с ограниченными способностями”, может быть, более нейтральный, представляется несколько неопределенным и чересчур громоздким; во всяком случае, он не стал еще общепринятым. Эти терминологические затруднения, между прочим, являются отражением перемен не только в словоупотреблении, но прежде всего — в отношении общества к таким людям.

 

* Исследование осуществлено при поддержке РГНФ. Грант № 00–03–00–158.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант № 00–03–00177а.

[3] Понятно, что сегодня мы вкладываем иное содержание в слово “наука”, чем Платон, но в данном случае это различие не является принципиальным.

1 Работа Филипченко Ю.А. написана в 1924 г.

1 Хочется отметить в этой связи, что, при всей тяжести политических выводов, марксистско-ленинская критика евгеники не была лишена позитивного смысла.

 


[i] Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

[ii] Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности. Философские очерки. Ижевск, 1993.

[iii] Киященко Л.П. О границах телесности // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1993.

[iv] Маслов Р.В., Позднева С.П. Философия телесности человека // Современная парадигма человека. Саратов, 2000.

[v] Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 464.

[vi] Михель Д.В. Тело в западной культуре. Саратов, 2000.

[vii] Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Р. н/Д., 1988.

[viii] Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

[ix] См.: Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1998.

[x] Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

[xi] Суворова О.С. Телесность человека как основа его жизни и единства с природой // Биофилософия. М., 1997. С. 231.

[xii] Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности. Новосибирск, 1987. С. 9.

[xiii] Фесенкова Л.В. Ценности в науках о жизни и биофилософия // Биофилософия. М., 1997. С. 216.

[xiv] Там же. С. 219.

[xv] Фесенкова Л.В. Ценности в науках о жизни и биофилософия // Там же. С. 228.

[xvi] Шульга Е.Н. Генезис идеи коэволюции // Там же. С. 61.

[xvii] Тетиор А.Н. Экологические права и обязанности человека в условиях роста искусственности среды и жизни // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. М., 1999. С. 182.

[xviii] См.: Бодякин В.И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии. Информационный подход. М., 1998. С. 172.

[xix] См.: Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997. С. 144–145.

[xx] См.: Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998. С. 28; Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или “конец света” природного человека. Брянск, 1993. С. 13–21, 37.

[xxi] См.: Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. С. 27.

[xxii] Белых С.И., Мощенский А.Д. Полимеры и искусственные органы человека. М., 1984. С. 6.

[xxiii] Лободин В. Формула здоровья. СПб., 1999. С. 4.

[xxiv] Цит. по: Лапин Ю.Н. Экожилье — ключ к будущему. М., 1998. С. 78.

[xxv] Эковалеология представляет собой науку о взаимосвязанном здоровье человека со здоровьем природной среды; экософия — философское осмысление жизни и экологических процессов и проблем, философия экологии.

[xxvi] Андреев Ю.А. Исцеление человека. СПб., 1995. С. 5.

[xxvii] Там же. С. 156.

[xxviii] См.: Лободин В. Формула здоровья. СПб., 1999. С. 72; Кудряшева А.А. Преступления XX века против здоровья человека. М., 1997. С. 57.

[xxix] Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы. М., 1990. С. 36.

[xxx] См.: Там же. С. 54.

[xxxi] Там же. С. 89-91.

[xxxii] См.: Яковлев С.А. Экология и здоровье. М., 1995. С. 4.

[xxxiii] Бестужев-Лада И.В. От глобалистики к альтернативистике // Возвращение Питирима Сорокина. М., 2000. С. 470.

[xxxiv] Тосихико Яяма. Ци терапия. К., 2000. С. 22.

[xxxv] “Согласно традиционной восточной медицине, любая серьезная болезнь является следствием блокирования потока ци” (Там же. С. 11).

[xxxvi] “Если сталь поместить внутри магнитного поля, она становится магнитом. Если вспомнить, что наши тела созданы из тканей, обладающих проводимостью, а также то, что мы находимся в магнитном поле Земли, то можно вполне обоснованно предположить, что наши тела подобны магниту”. (Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. Секреты практики цигун. К., 1997. С. 73).

[xxxvii] У Вэйсинь. Секреты цигун-терапии. СПб., М., 2000. С. 18.

[xxxviii] Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. Секреты практики цигун. С. 67-68.

[xxxix] Меридианы имеют наименования: канал печени, канал почек, канал сердца и т.п. Это не значит, что там всего лишь один орган. Просто упоминаемый в названии орган рассматривается как определяющий для данного меридиана, на самом деле проходящего по всему телу и связывающего между собой участки самых разных отделов: головы, рук, ног, туловища, лица.

[xl] Чунлян Ал Хуан. Обнимая тигра, возвращаюсь к горе. Сущность Тай-цзи. М., 1996. С. 120.

[xli] К слову сказать, профессиональные занятия танцами не избавляют от зажимов в теле. В частности, А.Лоуэн по поводу Салли отмечает, что, несмотря на хореографическую подготовку, она жаловалась на боль и одеревенелость во всем теле. О серьезных зажимах в теле профессиональных танцоров говорит и учитель тай-цзи и туйшоу Чунлян Ал Хуан, изначально сам исполнитель танцев.

[xlii] Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург, 1999. С. 271–272.

[xliii] Не случайно метафорическим выражением ощущения наполненности жизни является образ “дышать полной грудью”.

[xliv] Шэнь (дух) движет ци, ци движет кровь, кровь несет кислород и питательные вещества к органам.

[xlv] Вкус пищи нельзя измерить с помощью приборов или выразить с помощью чисел, но вы можете сами почувствовать его и отличить один вкус от другого. Точно также вы развиваете свою ци — с помощью “чувства ци”, которое настолько же реально и остро, как и все остальные ваши чувства. Когда эта ваша способность разовьется в достаточной мере, вы сможете оценивать как свой собственный уровень, так и уровень других людей” (Тосихико Яяма. Ци терапия. К., 2000. С. 14).

[xlvi] Гарфилд П. Путь к блаженству. Метод мандалы сновидений. М., 1998. С. 21.

[xlvii] Там же. С. 14.

[xlviii] Там же. С. 243–244.

[xlix] Хазрат Инайат Хан. Мистицизм звука. М., 1997. С. 73.

[l] Генон Р. Царство количества и знамение времени. М., 1994.

[li] Платон. Собр. соч. Т. 3. М., 1994. С. 497.

[lii] “Ал-Инсан ал-Камил” // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

[liii] Средневековая арабская философия. М., 1998. С. 393.

[liv] Гёте. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 281.

[lv] Там же. С. 201.

[lvi] Там же. С. 353.

[lvii] Там же.

[lviii] Там же. С. 285-286.

[lix] Там же. С. 322.

[lx] Там же. С. 335.

[lxi] Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 195.

[lxii] Там же. С. 60.

[lxiii] Там же. С. 72.