Диалектика – путь к диалогу.

Следуя интерпретациям диалектики Платона, данным в работах Г.-Х. Гадамера и русского философа А. Лосева, я рассматриваю диалектику как описание законов коммуникации в мире. В диалектике имеет место не методическая активность одной стороны коммуникации в качестве субъекта, а взаимное признание агентами коммуникации субъектного характера друг друга. Более широко, коммуникация является условием взаимного определения и признания бытия сущих. Это принципиальное обстоятельство не учитывается фундаментализмом и релятивизмом. Так как эти концепции предполагают отношение к одному из агентов коммуникации не как к цели, но лишь как к средству. Здесь мощь одного бытия определяет силу другого бытия. Диалог – это взаимное признание свободы друг друга и способ взаимного обретения бытия, или обретение взаимного бытия. Коммуникация есть способ признания друг друга для выяснения обстоятельств своего существования каждым из них. Фундаментализм и релятивизм выдвигают требование знания сущего. Обязанность доказывать фактическое наличие чего-то с чем-то как нечто необходимое, диалектика реализует, выявляя возможности того, как бытие одного соприсутствует с бытием другого.

Наконец, коммуникация может иметь место тогда, когда встреча сторон случайна, исторична. Коммуникация есть условие организации пространства размещений и отношений между различными культурами, различными логиками. В диалоге одна логика не может рассматриваться как причина другой. Здесь строгая последовательность звеньев во времени заменяется их своеобразным пространственным размещением, причем само это пространство задается «каждый раз» как организуемое движением «исходной точки» – проблемы. Эммануэль Левинас отмечал, что «отношение между отдельными существами не тотализирует их, оно – «отношение без отношения», которое никто не в состоянии ни охватить, ни тематизировать». Топология такого пространства выявляется с помощью диалектики, смысл которой в том, чтобы предоставлять отчет о тех возможностях, которые содержатся в человеческой экзистенции. Пониманию этого мы обязаны Сократу, который учил тому, что саморазумение человеческого бытия не может давать отчет от собственного лица.

 

THIRTEENTH INTERNATIONAL CONFERENCE
ON GREEK PHILOSOPHY
"THE PHILOSOPHY OF COMMUNICATION"
(A PHILOSOPHY CONFERENCE DEDICATED TO SOCRATES
ON THE OCCASION OF THE 2400th ANNIVERSARY OF HIS DEATH)
(AUGUST 18th TO 25th, 2001)