Символичность предметных норм культуры

Эталон измерения является носителем информации о величине измеряемых им свойств вещей и явлений. С помощью эталона измеряемая величина представляется в форме другой, которую мы назовем экспонентом[188]. Экспонент, или эталонная форма, играет роль знака, указывающего на величину измеряемого свойства. Эталоны выступают как элементы культуры науки, ибо с их помощью воспроизводятся способности получать информацию о количественных сторонах действительности. Но в то же время эталоны содержат в себе возможность образования понятия об измеряемой величине. Чтобы это показать, рассмотрим сначала образование символической функции эталона.

При терминологическом различении знака и символа я исхожу из следующего. Под знаком мы обычно понимаем реальный предмет, который замещает собой другой предмет, выражая определенное существование последнего и указывая нам на него. Знак обозначает нечто такое, чем сам знак не является. Символ — это тоже знак, но не всякий знак есть символ. Символ есть знак знака, когда знак обозначает самого себя. Такое понимание символа мы встречаем, например, у Маркса. Он говорил, что золото превращается в символ, когда оно становится знаком самого себя, т. е. знаком себя как всеобщей формы выражения стоимости и универсальной меры. Такое понимание знака и символа оправдано в нашем контексте тем, что эталон-знак как эквивалентная форма может не быть символом до тех пор, пока эталон не выражает свои собственные функции как меры и масштаба.

Проследим процесс превращения эталона в символическое существование. Когда эталон выступает как форма представления величины класса эквивалентных объектов, то каждой величине соответствует своя конкретная предметная экспонентная форма. Затем, когда формируется единица или масштаб измерения, то из множества всеобщих эквивалентов выделяется один-единственный, экспонентная форма которого становится универсальной формой представления различных величин одного и того же свойства. Единичная предметная форма эталона становится знаком, посредством которого может быть выражено множество количественных значений данного свойства Р. Здесь уже эталон имеет значение прежде всего как знак, его же природное бытие становится несущественным. Поэтому эталон может принять в принципе любую предметную форму существования. Золото как мера и масштаб измерения стоимости вообще может исчезнуть из сферы обращения товаров и храниться где-нибудь в подвалах банков. При этом функционально золото существует в товарном мире в виде своих символических выражений: монет и бумажных денег. Но то же самое может происходить с эталонами измерения физических величин. Из истории известны примеры того, что эталоны длины и веса уносились в храмы и, таким образом, прекращали свое существование в качестве реальных измерителей[189]. Функциональное бытие эталона реализуется его предметными воплощениями-образцами, материал которых может быть совершенно произвольным. Эталон метра, хранящийся во Франции, имеет чисто символическое бытие. То, что природное бытие эталона утрачивает для людей свою значимость, означает, что это бытие превращается лишь в знак функционального бытия эталона. То есть эталон становится знаком, который обозначает знаково-функциональное бытие эталона. Эталон становится символомкак знаком самого себя.

Рассмотрим структуру значений эталона. Значением эталона как «первого» знака является то, что он обозначает, т. е. измеряемая величина. Значением его как «второго» знака является бытие «первого» знака, т. е. значением является определенный способ представления измеряемых величин. Следуя Г. Фреге, способ представления обозначаемого есть смысл или смысловое значение знака[190]. Поэтому значением символа является смысл эталона как знака. Символическое бытие эталона — это его смысловое бытие. Хранящийся во Франции метр хотя и не используется людьми в качестве повседневного средства измерения, но присутствует в измерительной деятельности в виде смысла тех реальных его копий, образцов, которые служат средствами получения информации о количественных сторонах действительности. Этот метр есть символ, в котором воплощено смысловое существование реальных мер.

Таким образом, если говорить о том, что же обозначает символ в бытии природы, то этим обозначаемым является смысловое существование природы, которое для самой природы оказывается невозможным. Символическое бытие эталона — это его несуществование как физического тела, участвующего в природных отношениях и взаимодействиях. Символическое существование в этом плане есть существование «там», где нет природы. Эталон исключен из природы, он не обладает уже ни одним физическим предикатом бытия в мире природы, т. е. в природном бытии нигде такого предмета может не быть.

Раскроем рациональный смысл сказанного. Если эталон является сугубо физическим предметом, обладающим свойством Р, как и измеряемые им предметы, то по отношению к нему — эталону — законен вопрос: какова величина Р самого эталона? В этом случае, как мы помним, возникает парадокс измерения. Никакой утвердительный ответ на этот вопрос не обоснован. Утверждая, что единица, например, длины равна единице (по соглашению), мы понимаем, что это не ответ, ибознать действительную длину «единицы длины» нельзя. Сам факт конвенции совершенно не случаен. Конвенция потому и существует, что мы не можем знать, не можем обладать знанием «о» собственной величине эталона. Ведь если бы мы ее знали, то эталон перестал бы быть подлинно эталоном. Поэтому то, что мы называем «единицей» эталона, — это на самом деле не физическая величина, а лишь количественный символ незнаемой величины. Считая же — вопреки сказанному — длину «единицы длины» равной единице как физической величине, мы допускаем, что эталон есть знак, выражающий сам собственную величину, что — как было показано ранее — неверно. Эквивалентная форма эталона ничего не может сказать о своей собственной величине. Но если все же мы настаиваем (по принципу «а почему бы и нет?») на том, что единица — это собственная его величина, то это значит, что эталон есть знак самого себя, а раз так, то он уже не есть физическая реальность, так что о его величине вообще нет смысла говорить. Предмет, который является знаком самого себя, говорит о том, чем он как реальный предмет уже не является, ибо знак замещает собой обозначаемое, а обозначаемое не может быть обозначающим. Поэтому суждение, что эталон равен единице, означает не то, что его, например, длина протянута на величину, равную единице, а означает лишь то, что его длина равна одному. Единица, или одно, есть выражение единственности, цельности, неделимости, есть простое утверждение существования эталона. «Эталон есть» — это утверждение особого существования, не имеющего признаков бытия в мире природы (сравним с суждением: «Я есть»). На основании сказанного можно прийти к выводу, что эталон-символ в качестве своего собственного знака обозначает смысл, т. е. то, что в самой природе не существует как форма бытия природы. Поэтому эталон как символ подобен «вещи в себе». Во-первых, потому, что не существует знания «о» собственном бытии эталона. Во-вторых, подобно вещи в себе мы мыслим эталон как то в мире природы, что определяет измеряемые количества реальных предметов природы. Об этом мы говорили, когда рассматривали абсолютные физические величины как условия существования калибровочной инвариантности физических законов. Мы теперь видим, что такое представление оправдано самой природой эталона. Ни один из реальных физических объектов не может быть носителем таких абсолютных величин. Таковыми являются только эталоны, но и то лишь как символические существования, которые не являются природными предметами, но являются субъектными существованиями.