рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АТМОСФЕРА ДЛЯ УМИРАНИЯ

АТМОСФЕРА ДЛЯ УМИРАНИЯ - раздел Философия, Смерть в современном мире Как Же Нам Отзывчивее Помочь Обычному Духовному Практикующему В Умирании? Все...

Как же нам отзывчивее помочь обычному духовному практикующему в умирании? Всем нам нужны любовь и забота, которые сопровождаются практической и эмоциональной поддержкой, но для того, кто занимается духовной практикой, особое значение приобретает атмосфера, напряженность и измерения духовной помощи. Было бы идеально и великим благословением, если бы с ним находился его мастер; но если это невозможно, то его духовные друзья могут оказать огромную помощь, напоминая умирающему о сущности учений и той практике, которая при жизни была ближе всего его сердцу. Для практикующего, который умирает, существенно важно духовное вдохновение и та атмосфера доверия и веры, которая естественно из него возникает. Любящее и постоянное присутствие мастера или духовных друзей, ободрение учений и сила его собственной практики, – все сочетается вместе, создавая и поддерживая это вдохновение, столь же драгоценное в эти последние недели и дни, как само дыхание.

Моя любимая ученица умирала от рака и спросила меня, как ей лучше всего выполнять практику, приближаясь к смерти, особенно когда у нее уже не будет силы сосредотачиваться на какой-то формальной практике.

"Помни, насколько сильно тебе везло, – сказал я ей, – в том, что ты встретила так много мастеров, получила так много учений и имела время и возможность делать практику. Я обещаю тебе, что благо всего этого никогда не оставит тебя: хорошая карма, созданная этим, останется с тобой и поможет тебе. Даже один раз услышать учение или встретить такого мастера, как Дилго Кхьенце Ринпоче и быть в сильной связи с ним, как было у тебя, само по себе освобождает. Никогда не забывай этого, и также никогда не забывай, как много людей в твоем положении не имели такой чудесной возможности.

Если настанет время, когда ты больше не сможешь активно делать практику, то единственно важным для тебя будет расслабляться, как можно глубже, в уверенности Вида, и покоиться в природе ума. Не имеет никакого значения, как функционируют твое тело или твой мозг: природа ума всегда здесь, подобная небу, сияющая, благословенная, безграничная и неизменная... Знай это сверх всяких сомнений и позволь этому знанию дать тебе силу сказать с беззаботной легкостью своей боли, как бы сильна она ни была:

"Уходи сейчас же, оставь меня!" Если что-то будет раздражать тебя или причинять неудобства, не трать свое время, стараясь изменить это; продолжай возвращаться к Виду. Верь в природу своего ума, глубоко доверяй ей и полностью расслабься. Нет ничего нового, что тебе нужно было бы учить, приобретать или понимать; просто позволь тому, что уже было тебе дано, расцвести в тебе и раскрываться все большими и большими глубинами.

Полагайся на те практики, которые более всего вдохновляют тебя. А если тебе трудно будет создавать зримое представление или следовать формальному виду практики, помни то, что всегда говорил Дуджом Ринпоче: что чувствовать присутствие важнее, чем ясно видеть подробности зримого представления. Сейчас время чувствовать, так сильно, как только можешь, чувствовать всем твоим существом присутствие твоих мастеров, Падмасамбхавы, будд. Что бы ни происходило с твоим телом, помни, что твое сердце никогда не поражено или увечно.

Ты любила Дилго Кхьенце Ринпоче: почувствуй его присутствие и действительно попроси его о помощи и очищении. Полностью отдайся в его руки: сердцем и умом, телом и душой. Простота полного доверия является одной из наиболее мощных сил в мире.

Я когда-нибудь рассказывал тебе прекрасную историю о Бене из Конг-по? Он был очень простым человеком с огромной верой, который пришел из Конгпо, провинции на юго-востоке Тибета. Он много слышал о Джово Ринпоче, "Драгоценном Господине", прекрасной статуе, изображающей Будду как двенадцатилетнего принца, которая стоит в центральном соборе Лхасы. Сказано, что она была сделана еще при жизни Будды, и является самой священной статуей во всем Тибете. Бен не мог понять, будда это или человек, и он решил пойти и посетить Джово Ринпоче, чтобы самому убедится, о чем все эти разговоры. Он обул башмаки и шел неделю за неделей до Лхасы в центральном Тибете.

Когда он пришел туда, он был голоден, и, войдя в собор, увидел эту великую статую Будды, а перед ней ряд масляных ламп и особых пирогов, испеченных как приношения для святилища. Он тут же решил, что эти пироги и есть то, что ест Джово Ринпоче. "Пироги, – сказал он сам себе, – должно быть, нужно макать в масло, которое в лампах, а лампы должны гореть, чтобы масло не замерзло. Я лучше сделаю так же, как делает Джово Ринпоче". И он обмакнул пирог в масло и съел его, глядя вверх на статую, которая казалась благосклонно улыбающейся прямо ему.

"Какой ты милый Лама, – сказал Бен. – Собаки входят и крадут пищу, которую люди подносят тебе, а ты только улыбаешься. Ветер задувает лампы, а ты продолжаешь улыбаться... В любом случае, я сейчас обойду весь храм с молитвой, чтобы выказать свое уважение. Ты не присмотришь за моими башмаками, пока я не вернусь?" Он снял свои грязные башмаки, поставил их на алтарь прямо перед статуей и пошел.

Пока Бен обходил весь огромный храм, вернулся служка и увидел, к своему ужасу, что кто-то ел подношения и оставил грязную пару башмаков на алтаре. Он пришел в ярость и схватил башмаки, чтобы выбросить их вон, но тут от статуи раздался голос: "Стой! Положи эти башмаки обратно. Я стерегу их для Бена из Конгпо".

Вскоре Бен вернулся за своими башмаками и посмотрел в лицо статуи, по-прежнему спокойно улыбавшееся ему. "Ты действительно, как я скажу, добрый Лама. Почему бы тебе не навестить мой дом в следующем году? Я зажарю свинью и сварю пива..." И Джово Ринпоче вновь заговорил и пообещал навестить Бена.

Бен вернулся домой в Конгпо, рассказал все, что случилось своей жене и велел ей посматривать, не появится ли Джово Ринпоче, потому что он не знал, когда точно тот придет. Прошел год, и однажды его жена вбежала в дом и сказала ему, что видела что-то, сияющее, как солнце, под водой в реке. Бен велел ей поставить воду для чая и побежал к реке. Он увидел Джово Ринпоче, сверкающего в воде и тут же подумал, что тот упал в реку и тонет. Он кинулся в воду, ухватил его и вынес на берег.

Когда они пошли к Бену домой, болтая по дороге, то подошли к большой отвесной скале. Джово Ринпоче сказал: "Ну, вообще-то я боюсь, что не могу войти в дом", и с этими словами растворился в скале. До сего дня в Конгпо есть два знаменитых места паломничества: одно – Скала Джово, на которой видна форма Будды, а другое – Река Джово, в которой можно увидеть Будду. Люди говорят, что благословляющая и исцеляющая сила этих мест такая же, как у Джово Ринпоче в Лхасе. И все это случилось благодаря огромной вере и простому доверию Бена.

Я хочу, чтобы у тебя было чистое доверие такого же вида, какое было у Бена. Позволь своему сердцу наполниться преданностью Падмасамбхаве и Дилго Кхьенце Ринпоче, и просто чувствуй, что находишься в его присутствии, что все окружающее тебя пространство – он. Затем призови его и пройди в своем уме каждый момент, проведенный тобой с ним. Слей свой ум с его умом, и скажи из глубин своего сердца, своими словами: "Ты видишь, как я беспомощна, как я больше не могу напряженно заниматься практикой. Теперь я должна полностью положиться на тебя. Я полностью тебе верю. Позаботься обо мне. Сделай меня единой с тобой". Делай практику Гуру-йоги, представляя с особой силой лучи света, истекающие от твоего мастера и очищающие тебя, сжигающие все твои загрязнения и твою болезнь, и исцеляющие тебя; твое тело, тающее в свете; и в конце сливай свой ум с его умом мудрости, с полной уверенностью.

Когда будешь выполнять практику, не волнуйся, если почувствуешь, что она не проходит легко; просто верь и чувствуй ее в своем сердце. Все сейчас зависит от вдохновения, потому что только оно расслабит твою тревожность и растворит волнение. Поэтому держи перед собой замечательную фотографию Дилго Кхьенце Ринпоче или Падмасамбхавы. Мягко сосредоточься на ней в начале своей практики, а затем просто расслабься в ее сиянии. Представь, что ты на воздухе под солнцем, и можешь снять все одежды, и греться в его лучах: выскользни из всех своих подавленных эмоций и расслабься в сиянии благословения, когда ты действительно это почувствуешь. И глубоко, глубоко в себе, отпусти все.

Не тревожься ни о чем. Даже если обнаружишь, что твое внимание отклоняется, тут нет никакого особенного "предмета", за который тебе нужно держаться. Просто отпусти и плыви по течению в осознании благословения. Не давай мелким, приставучим вопросам отвлекать тебя, таким, как "Это Ригпа? Или нет?" Просто позволяй себе быть все более и более естественной. Помни, твоя Ригпа всегда здесь, всегда в природе твоего ума. Помни слова Дилго Кхьенце Ринпоче: "Если твой ум неизменен, ты в состоянии Ригпы". Поэтому, поскольку ты получила учения, ты была ознакомлена с природой ума, то просто расслабься в Ригпе, не сомневаясь.

Тебе достаточно повезло, что вблизи тебя сейчас есть несколько хороших духовных друзей. Поощри их создать вокруг тебя окружение практики и продолжать делать практику около тебя до твоей смерти и после нее. Пусть они читают тебе стихи, которые ты любишь, или руководство от твоего мастера, или вдохновляющее учение. Попроси их проигрывать тебе пленки с записями Дилго Кхьенце Ринпоче, пением мантр для практики, или вдохновляющей музыки. Я молюсь о том, чтобы каждый момент твоего бодрствования был слит с благословением практики, в атмосфере живой и сияющей вдохновением.

Пока будет звучать музыка или запись учений, уплыви в сон при ней, проснись при ней, впади в дремоту при ней, ешь при ней... Пусть атмосфера практики полностью наполнит эту последнюю часть твоей жизни, так же, как было с моей тетей Ани Рилу. Не делай ничего, кроме практики, так, чтобы она продолжалась даже в твоих снах. И так же, как у нее, пусть эта практика будет последним и самым сильным воспоминанием и влиянием на твой ум, заменив в твоем потоке ума обычные привычки, накопившиеся в течение жизни.

А когда почувствуешь, что близишься к концу, думай только о Дилго Кхьенце Ринпоче, с каждым дыханием и биением сердца. Помни, что с какой бы мыслью ты ни умерла, именно она наиболее сильно вернется, когда ты вновь проснешься в состояниях бардо после смерти".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Смерть в современном мире

На сайте allrefs.net читайте: "Смерть в современном мире"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АТМОСФЕРА ДЛЯ УМИРАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Согьял Ринпоче
КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ Sogyal Rinpoche. The Tibetan Book of Living and Dying. N.Y.: Harper Collins, 1994 Электронная версия текста заимс

СМЕРТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Приехав впервые на Запад, я обнаружил, насколько контрастны отношения к смерти на Востоке и на Западе. Современное западное общество, несмотря на все его технологические достижения, не имеет сущест

ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
Как говорит нам мудрость Будды, мы действительно можем использовать свою жизнь, чтобы приготовиться к смерти. Нам не нужно ждать, пока мучительная смерть кого-то из наших близких или шок обн

ВЕЛИКИЙ ОБМАН
Рождение человека есть рождение его печалей. Чем дольше он живет, тем глупее становится, потому что все более и более острым становится его тревожное стремление избежать неизбежной смерти.

ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЛЕНОСТЬ
Я люблю одну старую тибетскую притчу, которая называется "Отец "Знаменитого-как-Луна"". Один очень бедный человек получил за долгую и тяжелую работу целый мешок зерна. Он был оч

ЛИЦОМ К ЛИЦУ СО СМЕРТЬЮ
Зная и сознавая это, разве не должны мы прислушаться к словам Гьялсе Ринпоче: Строить планы на будущее – все равно, что рыбачить в сухом ущелье. Ничто никогда не будет так, как ты хот

СЕРЬЕЗНО ОТНОСИТЬСЯ К ЖИЗНИ
Наверное, только те, кто понимает, насколько хрупка жизнь, знают, насколько она драгоценна. Однажды, когда я участвовал в конференции, проходившей в Британии, Би-Би-Си брало интервью у ее участнико

ОСЕННИЕ ОБЛАКА
Это было в непальском монастыре. Старейший из живущих учеников моего мастера, великий Дилго Кхьенце Ринпоче, заканчивал свое поучение. Он был одним из выдающихся наставников нашего времени, учителе

ПРИНЯТИЕ СМЕРТИ
История Криши Готами показывает нам очевидное: близкая встреча со смертью может привести к реальному пробуждению, к преображению всего нашего подхода к жизни. Возьмем, например, переживани

ПЕРЕМЕНА В ГЛУБИНАХ СМЕРТИ
Углубленное размышление о бренности всего сущего, подобное раздумьям Криша Готами, приводит к глубинному пониманию истины, столь сильно выраженной в следующем отрывке из поэмы современного мастера

СЕРДЦЕБИЕНИЕ СМЕРТИ
Невозможно было бы вообще познать смерть, если бы она приходила к нам лишь один раз. Но, к счастью, жизнь – это не более, чем все продолжающийся танец рождения и смерти, танец перемен. Каждый раз,

РАБОТА С ПЕРЕМЕНАМИ
Давайте поставим опыт. Возьмите монету. Представьте себе, что она олицетворяет тот предмет, за который вы цепляетесь. Крепко сожмите ее в кулаке и вытяните руку, повернув кисть вниз. Теперь, если в

ДУХ ВОИТЕЛЯ
Хотя нас и заставили верить, что если мы освободимся от того, за что цепляемся, то в конце концов останемся ни с чем, но сама жизнь вновь и вновь открывает нам, что истинно как раз противоположное:

О ЧЕМ НАМ ГОВОРИТ ТО, ЧТО ВСЕ ПРЕХОДИТ: КАКАЯ НАДЕЖДА ЕСТЬ В СМЕРТИ
Если вы еще глубже рассмотрите преходящую природу всего, то обнаружите еще одну грань, еще один смысл, несущий в себе великую надежду, открывающий вам глаза на основополагающую природу вселенной и

НЕИЗМЕННОЕ
Преходящая природа всего сущего уже открыла нам много истин, но в ней есть еще одно сокровище, в основном сокрытое от нас, о котором мы и не подозреваем, не распознаем его, хотя оно самым существен

УМ И ПРИРОДА УМА
Прозрение буддизма, революционное и доныне, состоит в том, то жизнь и смерть существуют в уме, и нигде более. Это показывает ум как всеобщую основу того, что переживается на опыте – как творца счас

НЕБО И ОБЛАКА
Итак, какими бы ни были наши жизни, наша природа будды всегда в нас. И она всегда совершенна. Мы говорим, что даже Будды в своей бесконечной мудрости не могут ее улучшить, и разумные существа не в

ЧЕТЫРЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Почему же людям так трудно даже представить глубину и величие этой природы ума? Почему многим это кажется такой необычной и невозможной идеей? Учение говорит о четырех препятствиях, не даю

РАССМОТРЕНИЕ ТОГО, ЧТО ВНУТРИ
Допустим, мы полностью сменим ориентацию – откажемся смотреть только в одну сторону. Нас учат проводить наши жизни, преследуя собственные мысли и проекции. Даже когда говорят об "уме", эт

ОБЕТОВАНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ
В современном мире есть всего несколько людей, которые воплощают качества, происходящие от осознания природы ума. Поэтому нам трудно не только представить просветление или восприятие просветленного

ТРЕНИРОВКА УМА
Существует очень много способов обучения медитации, и я, должно быть, тысячи раз обучал ей, но каждый раз по-разному и каждый раз непосредственно и заново. К счастью, мы живем в такое врем

СУЩНОСТЬ МЕДИТАЦИИ
Цель медитации – пробудить в нас подобную небесам природу ума и познакомить нас с нашей сущностью – нашим неизменным чистым сознаванием, которое лежит в основе всей жизни и смерти. В непод

ПРАКТИКА ВНИМАТЕЛЬHОСТИ
Медитация состоит в возвращении ума домой, и в первую очередь это достигается практикой внимательности. Однажды старая женщина пришла к Будде и спросила его, как ей медитировать. Он сказал

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ВЕЛИКИЙ ПОКОЙ
Обучая медитации, я часто начинаю с того, что говорю: "Верните свой ум домой. И отпустите. И расслабьтесь". Суть всей практики медитации в целом можно свести к этим трем критичес

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ МЕДИТАЦИИ
Если ваш ум естественно, сам по себе, способен войти в состояние покоя, и если вы обнаруживаете, что у вас есть вдохновение просто отдыхать в его чистом сознавании, то вам не нужны никакие методы м

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Мастера говорят: "Если вы создадите в своем теле и в своем окружении благоприятные условия, то тогда медитация и сознавание возникнут автоматически". Вопрос позиции не относится к эзотери

Quot;Наблюдение" за дыханием
Этот первый очень древний метод, применяемый всеми школами буддизма. Он состоит в том, что вы легко и внимательно останавливаете свое внимание на собственном дыхании. Дыхание есть жизнь, о

Применение объекта
Второй метод, оказывающийся полезным для многих, состоит в том, чтобы легко остановить ум на каком-то объекте. Вы можете использовать любой естественно красивый объект, пробуждающий в вас особое ощ

Произнесение мантры
Третий способ, широко применяемый в тибетском буддизме (а также в суфизме, православном христианстве и индуизме), состоит в слиянии ума со звуком мантры. Мантра, по определению, – "то, что защ

УМ ПРИ МЕДИТАЦИИ
Так что же нам "делать" с умом при медитации? Ничего. Просто оставьте его таким, какой он есть. Один мастер описал медитацию как "ум, подвешенный в пространстве, в нигде".

ТОНКОЕ РАВНОВЕСИЕ
В медитации, так же, как и во всех искусствах, нужно соблюдать тонкое равновесие между расслаблением и бдительностью. Однажды монах, по имени Шрона, учился медитации у одного из ближайших учеников

МЫСЛИ И ЭМОЦИИ: ВОЛНЫ И ОКЕАН
Те, кто начинает медитировать, часто говорят, что их мысли бунтуют и становятся непослушнее, чем когда-либо. Я ободряю их и говорю, что это хороший признак. Это говорит не о том, что ваши мысли ста

ТО, ЧТО ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ
По мере того, как вы продолжаете практику медитации, вы можете испытывать самые разные состояния, как хорошие, так и плохие. Подобно тому, как в комнату со многими дверями и окнами воздух может вхо

ПЕРЕРЫВЫ
Часто спрашивают: "Как долго мне нужно медитировать? И когда? Практиковаться двадцать минут утром и вечером, или лучше несколько более коротких занятий в течение дня?" Да, медитировать дв

СЛИЯНИЕ: МЕДИТАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ
Я обнаружил, что современные специалисты по духовным занятиям не знают, как слить свою практику медитации с повседневной жизнью. Я не могу достаточно сильно подчеркнуть: слияние медитации с действи

ВДОХНОВЕНИЕ
Я уже говорил, что медитация – это путь к просветлению и величайшее предприятие этой жизни. Когда бы я ни говорил о медитации со своими учениками, я постоянно подчеркиваю необходимость заниматься е

ПЕРЕВОПЛОЩЕHИЕ В ТИБЕТЕ
Те, кто осваивает законом кармы и достигает постижения, могут по собственному выбору вернуться в жизнь, чтобы помогать другим. В Тибете обычай распознавания таких перевоплощенцев или тулку, возник

РАЗНЫЕ БАРДО
Популярность Тибетской Книги Мертвых привела к тому, что обычно слово "бардо" ассоциируется со смертью. Верно, что тибетцы в повседневной речи называют переходное состояние между смертью

НЕУВЕРЕННОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ
Одной из основных характеристик бардо является то, что они – периоды сильной неуверенности. Возьмем эту жизнь в качестве главного примера. Так же, как мир вокруг нас становится все более бурным, та

ДРУГИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Я сказал, что бардо являются возможностями, но что именно в бардо позволяет нам использовать те возможности, которые нам предоставляются? Ответ прост: все они являются различными состояниями и разл

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ НА ЛАДОНИ
Для каждого из бардо есть собственный набор указаний и практик медитации, которые точно направлены на эти реальности и присущие именно им состояния ума. Поэтому эти духовные практики и обучение, ра

КАРМИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ
Как мы вообще стали живыми и обрели форму человеческих существ? У всех существ, имеющих похожую карму, будет похожее видение окружающего их мира, и этот общий для них набор восприятии называется &q

ШЕСТЬ МИРОВ
Наше человеческое существование не является единственным родом кармического видения. Буддизм определяет шесть миров существования: миры богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и ада. Кажд

ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ
Как я говорил, то, каким образом мы воспринимаем мир, полностью зависит от нашего кармического видения. Мастера приводят традиционный пример: шесть существ разного рода встречаются на берегу реки.

МУДРОСТЬ ОТСУТСТВИЯ ЭГО
Я иногда думаю, что бы почувствовал житель маленькой тибетской деревушки, если бы вдруг оказался в современном технократическом городе. Возможно, он подумал, что уже умер и находится в состоянии Ба

ЭГО НА ДУХОВНОМ ПУТИ
Чтобы покончить с произволом и тиранией эго, мы вступаем на духовный путь, однако изворотливость эго почти бесконечна, и оно способно на любом этапе пути подорвать и извратить наше желание освободи

МУДРЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Всю вашу жизнь в вас жило два человека. Один – это эго, болтливое, требующее, истерическое, выгадывающее; другой – сокрытое духовное существо, чей тихий голос мудрости вы слышали лишь изредка и поч

ТРИ ОРУДИЯ МУДРОСТИ
Мастера советуют нам, что путь к открытию свободы, даваемой мудростью отсутствия эго, лежит через процесс слушания и слышания, созерцания и размышления, и медитации. Они советуют начать с того, что

СОМНЕНИЯ, ВСТАЮЩИЕ НА ПУТИ
Кажется, было давным-давно такое время, когда выдающийся мастер мог один раз дать поучение выдающемуся ученику, и этот ученик достигал просветления. Дуджом Ринпоче любил рассказывать историю об одн

КАК ОТЫСКАТЬ ЭТОТ ПУТЬ
В другие времена и в других цивилизациях этот путь духовного преображения был открыт лишь относительно небольшому числу избранных; но сейчас, чтобы сохранить наш мир от внутренних и внешних опаснос

КАК СЛЕДОВАТЬ ПУТИ
У каждого из нас есть карма встретить тот или иной духовный путь, и я, от всего сердца, советую вам следовать, с полнейшей искренностью, тому пути, который более всего вас вдохновляет. Чит

АЛХИМИЯ ПРЕДАННОСТИ
Там, где Будда сказал, что из всех будд, что достигли просветления, ни один не достиг его не полагаясь на мастера, он также сказал: "Только посредством преданности, и одной лишь преданности, в

ПОТОК БЛАГОСЛОВЕНИЙ
Такие истории о силе преданности и благословении мастера относятся не только к прошлым временам. В такой фигуре, как Кхандро Церинг Чодрон, величайшая женщина-мастер нашего времени, которая была же

ГУРУ-ЙОГА: СЛИЯНИЕ С УМОМ МУДРОСТИ МАСТЕРА
Все будды, бодхисаттвы и просветленные существа во все моменты присутствуют, чтобы помогать нам, и именно посредством присутствия мастера все их благословения сосредотачиваются прямо на нас. Те, кт

Призывание
Сидите спокойно. Из глубин вашего сердца призовите в небо перед вами воплощение истины в виде вашего мастера, святого или просветленного существа. Старайтесь видеть этого мастера или будду

Созревание и углубление благословения
Когда я дохожу до этого этапа практики, слияния моего ума с мастером посредством мантры, я произношу мантру ОМ А УМ ВАДЖРА ГУРУ ПАДМА СИДДХИ УМ (тибетцы произносят ее: Ом А Унг Бенза

Наделение силой
Теперь представьте, что тысячи ярких лучей света устремляются от мастера к вам, и проникают в вас, очищая, исцеляя, благословляя вас, наделяя силой и наполняя вас семенами просветления. Чт

Пребывание в покое Ригпы
Теперь позвольте мастеру раствориться в свете и стать единым с вами в природе вашего ума. Узнайте, без какого-либо сомнения, абсолютного мастера в этой, подобной небу, природе вашего ума. Где же ещ

МЕДИТАЦИЯ
Что же тогда в Дзогчене медитация? Это просто пребывание в покое, без отвлечении, в Виде, как только с ним ознакомлен. Дуджом Ринпоче описывает это так: "Медитация состоит в том, чтобы быть вн

ДЕЙСТВИЕ
Но мере того, как пребывание в потоке Ригпы становится реальностью, оно начинает проницать повседневную жизнь и действия практикующего и вызывает глубокую стабильность и уверенность. Дуджом Ринпоче

РАДУЖНОЕ ТЕЛО
Посредством этих продвинутых практик Дзогчен, те, кто достиг успеха в их выполнении, могут привести свою жизнь к необычайному и триумфальному концу. Когда они умирают, они делают свое тело способны

КАК ВЫКАЗАТЬ БЕЗОГОВОРОЧНУЮ ЛЮБОВЬ
Умирающему наиболее необходимы выражения безоговорочной любви, свободной от каких-либо требований. Не думайте, что вам нужно проявлять какие-либо особые познания. Будьте естественны, будьте самими

ГОВОРИТЬ ПРАВДУ
Меня часто спрашивают: "Говорить ли людям, что они умирают?" И я всегда отвечаю: "Да, с наибольшим спокойствием, добротой, чувствительностью и как только возможно более искусно"

СТРАХ СМЕРТИ
Я уверен, что способность миссис Мурфи встать лицом к скрытому в ней самой ее собственному страху смерти, помогло ей поддержать ее мужа. Вы не можете помочь умирающему, пока не признаетесь себе, на

НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ДЕЛА
Еще одной тревогой умирающего часто являются незаконченные дела. Мастера говорят нам, что мы должны умирать в покое, "без цепляния, желания и привязанности". Это не может быть полным, есл

КАК ПРОСТИТЬСЯ
Вам нужно научиться отпускать не только напряжение, но и самого умирающего. Если вы привязаны к умирающему и цепляетесь за него, вы можете причинить ему очень много ненужных душевных мук и сильно з

К МИРНОЙ СМЕРТИ
Когда я вспоминаю Тибет и смерти, свидетелем которых я там был, меня поражает, в каком мирном и гармоничном окружении произошли многие из них. Увы, такого окружения часто нет на Западе, но мой опыт

ЛОГИКА СОСТРАДАНИЯ
Все мы чувствуем и знаем что-то о благах сострадания. Но особенная сила буддийского учения состоит в том, что оно ясно показывает вам "логику" сострадания. Эта логика, как только вы ее ус

ИСТОРИЯ О ТОНГЛЕНЕ И СИЛЕ СОСТРАДАНИЯ
Ко мне часто приходят мои ученики, спрашивая: "Страдания моего друга (или моего родственника) очень меня беспокоят, и я действительно хочу помочь. Но я ощущаю, что я по-настоящему не чувствую

КАК ПРОБУДИТЬ ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ
Прежде, чем вы сможете истинно практиковать Тонглен, вы должны быть способны пробудить в себе сострадание. Это труднее, чем нам часто кажется, потому что истоки нашей любви и сострадания часто скры

Любящая Доброта: Распечатывание Источника
Когда мы считаем, что в нас недостаточно любви, этот метод позволяет открыть и пробудить ее. Вернитесь в своем уме к той любви, которую кто-то давал вам и которая по-настоящему вас трогала, быть мо

Сострадание: считать себя точно таким же, как другие
Один из мощных методов пробуждения сострадания, как я объяснял в предыдущей главе, состоит в том, чтобы думать о других так же, как о себе. "В конце концов, – как объясняет Далай-лама, – все л

Сочувствие: замена других самим собой
Когда кто-то страдает, а вы не знаете, как помочь, то поставьте себя, не уклоняясь, на место этого человека. Как можно более живо представьте, через что бы вы проходили, если бы испытывали ту же са

Использование друга, чтобы вызвать сострадание
Еще одним сильным методом пробуждения сострадания к страдающему человеку является представление на его месте одного из ваших самых дорогих друзей или кого-то, кого вы действительно любите.

Как медитировать о сострадании
Но все же пробуждение этой силы сострадания не всегда дается легко, как я говорил выше. Сам я считаю, что лучше всего прямо применять самые простые способы. Ежедневно жизнь дает нам бесчисленные во

Как направить свое сострадание
Когда вы достаточно глубоко медитируете о сострадании, то в вас возникнет сильное стремление облегчить страдания всех существ, а также острое чувство ответственности за достижение этой благородной

СТАДИИ ТОНГЛЕН
Теперь, когда я познакомил вас с различными методами пробуждения сострадания, а также с важностью и силой самого сострадания, благородная практика Тонглен будет восприниматься нами наиболее эффекти

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ТОНГЛЕН
Эту практику, и вообще любую практику Тонглен, лучше всего выполнять, начиная с пробуждения природы ума и свободного пребывания в ее покое. Когда вы находитесь в покое природы ума и видите все суще

Тонглен окружения
Все мы знаем, какое влияние на нас имеют настроения и окружения нашего ума. Сидите со вниманием к своему уму и почувствуйте его настроение и окружение. Если вы чувствуете, что ваш ум неспокоен или

Тонглен себя
Для этого упражнения разделите себя на две стороны, А и Б. А – это та ваша сторона, что цельна, полна сочувствия, тепла и любви, подобна истинному другу, действительно жел

Тонглен в жизненной ситуации
Живо представьте себе какую-то ситуацию, в которой вы действовали плохо, относительно которой вы чувствуете себя виновным, и от одной мысли о которой вас может передергивать. Теперь, во вр

Тонглен для других
Представьте кого-то, очень близкого, особенно кого-то, кто страдает и испытывает боль. Во время вдоха представьте, что вы с состраданием вбираете все его страдание и боль, а при выдохе посылайте к

ГЛАВНАЯ ПРАКТИКА ТОНГЛЕН
В практике давания и получения Тонглен мы принимаем на себя, посредством сострадания, все различные умственные и физические страдания всех существ: их страх, чувство неудачи, боль, гнев, вин

ТОНГЛЕН ДЛЯ УМИРАЮЩЕГО
Я думаю, что теперь вы можете увидеть, как можно направить Тонглен на помощь умирающему, и сколько силы и уверенности эта практика может дать вам, когда вы придете, чтобы помочь ему, и как много де

СВЯТАЯ ТАЙНА
У вас может возникнуть вопрос: "Если я приму на себя страдания и боль других, разве я не рискую нанести себе вред?" Если вы чувствуете какое-то сомнение и чувствуете, что у вас еще нет си

У ПОСТЕЛИ УМИРАЮЩЕГО
Одна моя знакомая, только что окончившая знаменитый медицинский институт, приступила к работе в одной из крупнейших больниц Лондона. В первый день ее работы умерло четыре или даже пять пациентов в

ДАВАТЬ НАДЕЖДУ И НАХОДИТЬ ПРОЩЕНИЕ
Я хочу выделить два важных момента оказания духовной помощи умирающим: важно давать надежду и находить прощение. Всегда, когда вы с умирающим, обсуждайте то, что они совершили и сделали хо

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ
Если ваш умирающий друг или родственник знаком с какой-то практикой медитации поощрите его как можно больше отдыхать в покое медитации, и медитируйте вместе с ним в то время, как приближается смерт

СУЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПХОВА
Наиболее ценная и мощная из всех известных мне практик для заботы об умирающих, применяемая с энтузиазмом многими людьми, это тибетская традиционная практика, называемая пхова, что означает

Практика Первая
Вначале устройтесь поудобнее и примите позу для медитации. Если вы делаете эту практику, приближаясь к смерти, просто сядьте как можно удобнее или лежите. Затем приведите свой ум домой, от

Практика Вторая
1. Для большей простоты выполнения этой практики, начните, как сказано выше, спокойно отдыхая, а затем призовите присутствие воплощения истины. 2. Представьте свое сознание сферой света у

Практика Третья
Самое главное в этой практике – просто слейте свой ум воедино с умом мудрости этого чистого присутствия. Решите: "Мой ум и ум Будды – одно". Выбирайте любой из этих вариантов пра

ПРИМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПХОВА ДЛЯ ПОМОЩИ УМИРАЮЩЕМУ
Как нам применять эту практику для помощи тому, кто умирает? Принцип и последовательность выполнения практики тут точно такие же, как выше; единственная разница в том, что вы зримо предста

ПОСВЯЩЕНИЕ НАШЕЙ СМЕРТИ
Из Тибетской Книги Мертвых: О сын/дочь просветленного семейства,* сейчас явилось то, что называют "смертью, так что отнесись к этому так: "Наступило время моей смерти, и теперь,

МОМЕНТ СМЕРТИ
Помните, что все привычки и склонности, хранящиеся в нашем обычном уме, готовы прийти в действие от любого влияния. Мы знаем, что даже сейчас нужна лишь малейшая провокация, чтобы тут же проявились

ОТПУСКАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ
Идеальным образом смерти для человека было бы умереть, отпустив все, внутренне и внешне, так, чтобы оставалось как можно меньше желаний, цепляния и привязанности, за которые мог бы ухватиться ум в

ВХОЖДЕНИЕ В ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ
Ее сестра Ани Рилу тоже провела всю жизнь, практикуясь, и встречала тех же великих мастеров. У нее был толстый молитвенник, и она весь день читала молитвы и выполняла практики. Время от времени она

УКАЗАНИЯ ДЛЯ УМИРАНИЯ
Для описания бардо умирания часто используют образ красивой актрисы, сидящей перед зеркалом. Вот-вот начнется ее последний спектакль, и она наносит грим и в последний раз проверяет, как выглядит, п

ПРАКТИКИ ДЛЯ УМИРАНИЯ
Есть три главных практики для умирания: · Лучше всего находиться в покое природы ума или призывать сердце – сущность нашей практики; · Следующей идет практика пхова, перенос созна

ПХОВА: ПЕРЕНОС СОЗНАНИЯ
Теперь, когда бардо умирания начинается для меня, Я откажусь от всего цепляния, желания и привязанности, Войду, не отвлеченный ничем, в ясное сознавание учения, И выброшу свое сознан

БЛАГОДАТЬ МОЛИТВЫ В МОМЕНТ СМЕРТИ
Все религиозные веры утверждают, что умереть в состоянии молитвы очень удачно. Так что я надеюсь, что при вашей смерти вы сможете от всего сердца призвать всех будд и вашего мастера. Молитесь, чтоб

ПОКИДАНИЕ ТЕЛА
Теперь, когда бардо умирания начинается для меня, Я откажусь от всего цепляния, желания и привязанности, Войду, не отвлеченный ничем, в ясное сознавание учения, И выброшу свое сознан

ИСТЕЧЕНИЕ НАШЕГО СРОКА ЖИЗНИ
Каждый имеет определенный срок жизни соответственно своей карме; и когда он истекает, продлить жизнь крайне трудно. Однако тот, кто усовершенствовался в продвинутых практиках йоги, может превзойти

ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ СМЕРТЬ
С другой стороны, сказано, что если преждевременная смерть грозит нам только из-за какого-то препятствия, ее легче отвратить – если, конечно, нам об этом заблаговременно известно. В учениях о бардо

Quot;БОЛЕЗНЕННОЕ" БАРДО УМИРАНИЯ
Бардо умирания начинается с того момента, когда мы заболеваем смертельной болезнью или впадаем в состояние, которое окончится смертью, и продолжается до прекращения "внутреннего дыхания".

ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ
В различных тибетских учениях подробно описан процесс умирания. По существу, он состоит из двух фаз распада: внешнего распада, когда распадаются чувства и элементы, и внутреннего распада плотных и

ПОЗА ДЛЯ УМИРАНИЯ
Традиционно для умирания рекомендуется лежать на правом боку, в так называемой позе "спящего льва", в которой умер Будда. Левая рука лежит на левом бедре; правая помещена под подбородок,

ВНЕШНИЙ РАСПАД: ЧУВСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ
Внешний распад – это распад чувств и элементов. Как именно будем мы это переживать при нашей смерти? Первое, что мы можем заметить, – как перестают функционировать наши чувства. Если люди у нашей п

ВНУТРЕННИЙ РАСПАД
Во внутреннем распаде, когда распадаются плотные и тонкие состояния мысли и эмоции, встречается четыре уровня сознания, со все повышающейся тонкостью. Здесь процесс смерти зеркально отража

ОСНОВА ОБЫЧНОГО УМА
Все эти привычные склонности, результаты нашей отрицательной кармы, возникшие из тьмы невежества, хранятся в основе обычного ума. Я часто думал, что могло бы послужить хорошим примером для описания

ВСТРЕЧА МАТЕРИ С ДИТЕМ
Есть способ полностью подготовиться к тому, чтобы узнать появление Основной Светоносности в момент смерти. Это делается посредством самого высшего уровня медитации (как я объяснил в главе X, "

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНОЙ СВЕТОНОСНОСТИ
Основная Светоносность появляется: для практикующего она длится так долго, как он может покоиться, не отвлекаясь, в состоянии природы ума. Однако для большинства людей она длится не долее щелчка па

СМЕРТЬ МАСТЕРА
Человек, выполняющий практику и сознающий, продолжает пребывать в состоянии узнавания природы ума в момент смерти, и пробуждается в Основную Светоносность при ее появлении. Такой человек может нахо

ЧЕТЫРЕ ФАЗЫ ДХАРМАТЫ
Санскритское слово дхармата, по-тибетски чоньи, означает природу, присущую всему, суть вещей, таковых, какими они являются. Дхармата – это обнаженная необусловленная истина, природа д

Свечение – Световой Ландшафт
В бардо дхарматы вы обретаете тело света. Первая фаза этого бардо – когда "пространство растворяется в свечении". Внезапно вы начинаете сознавать изливающийся, вибрирующий мир зв

Союз – Божества
Если вы не способны узнать это как спонтанное проявление Ригпа, то простые лучи света далее начинают соединяться и превращаться в световые точки или шары различных размеров, называемые "тикле&

Мудрость
Если вы снова не сможете обрести узнавание и постоянство, то разворачивается следующая фаза, называемая "союз, растворяющийся в мудрости". И снова красивый пучок света исходит из

Спонтанное присутствие
Это возвещает конечную фазу бардо дхарматы – "мудрость, растворяющуюся в спонтанном присутствии". Теперь вся действительность представляется в огромном обзоре. Во-первых, появляется состо

ПОНИМАНИЕ ДХАРМАТЫ
Теперь, когда бардо дхарматы озаряет меня, Я оставлю весь страх и ужас, Я узнаю, что все проявляющееся есть выражение моего собственного Ригпа, И узнаю это как естественное проявлени

УЗНАВАНИЕ
В учении Дзогчен объяснено, что если человек, не имея истинного постижения природы ума и стабильного опыта в практике Трекчо, не узнает Изначального Света, то без стабильности в Тогал вряд ли кто-л

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО
Наше ментальное тело в бардо становления имеет несколько особых характеристик. Оно обладает всеми чувствами. Оно чрезвычайно легкое, прозрачное и подвижное, и как сказано, его сознавание в семь раз

ПЕРЕЖИВАНИЯ БАРДО
В течение первых дней пребывания в бардо у нас остается впечатление, что мы являемся мужчиной или женщиной, так же как и в нашей предыдущей жизни. Мы не сознаем того, что умерли. Мы возвращаемся до

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ
В целом бардо становления имеет среднюю продолжительность сорок девять дней и минимальную – одну неделю. Но она варьируется точно так же, как теперь одни люди живут до ста лет, а другие умирают в ю

СИЛА УМА
Поскольку наш ум в бардо так легок, мобилен и уязвим, то какие бы мысли ни возникали, хорошие или плохие, они имеют большую силу влияния. Без физического тела, ограждающего нас, мысли действительно

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ
Так как в бардо становления время перерождения становится ближе, вы все более и более жаждете поддержки материального тела, и вы ищете какое-либо тело, доступное для перерождения в нем. Начнут появ

КОГДА МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ
Бардо становления, как это уже было описано, может казаться очень беспокойным и тревожным временем. Однако здесь есть великая надежда. Качества ментального тела на протяжении бардо становления, дел

КАК МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ
Самый лучший и легкий способ помочь умершему – это делать сущностную практику пхова, которой я обучил в главе XIII "Духовная помощь умирающему". Это нужно делать сразу же, как вы услышали

ЯСНОВИДЕНИЕ УМЕРШЕГО
Вспомните, что ясновидящее сознание умершего в бардо становления в семь раз яснее, чем при жизни. Это может принести умершим как великое страдание, так и великую пользу. Таким образ

Тибетская Книга Мертвых
В Тибете для умершего один раз делается практика пхова и многократно повторяется чтение Тибетской Книги Мертвых, а также проводятся практики, связанные с ней. В Восточном Тибете мы имеем тра

Не Дрен и Чанг Чок
Из рук в руки с чтением Тибетской Книги Мертвых переходит практика Не Дрен – ритуал для сопровождения мертвых, или Чанг Чок – ритуал очищения, в котором учитель проводит сознание умершего к

Очищение Шести Сфер
Мой учитель, Дилго Кхьенце Ринпоче, очень часто говорил, что практика, известная как "Очищение Шести Сфер", является для умершего практикующего наилучшей из возможных очистительных практи

Практика Ста Мирных и Гневных Божеств
Еще одним средством для помощи умершим является практика Ста Мирных и Гневных Божеств. (Эти божества описаны в главе XVII "Внутреннее сияние"). Практикующий рассматривает все свое тело ка

Кремация
Обычно во многих восточных традициях способом устранения трупа является кремация. В тибетском буддизме существуют также специальные практики для кремации. Крематорий, или погребальный костер, визуа

Еженедельные практики
В среде тибетцев практики и ритуалы проводятся регулярно – на каждый седьмой день после смерти, или, если семья может себе это позволить, то и на каждый сорок девятый день. Для проведения практики

ПОМОЩЬ ОСТАВЛЕННЫМ
Среди тибетцев, когда кто-либо умирает, для его родственников и друзей является естественным собирать круг, где каждый всегда находит тот или иной путь, чтобы протянуть руку помощи. Вся община в це

СЕРДЕЧНАЯ ПРАКТИКА
Сейчас я хотел бы вам дать практику, которая может поистине помочь вам, если вы будете страдать от глубокой печали и горя. Это та практика, которую мой учитель, Джамьянг Кхьенце, всегда давал людям

Обращение
Раскройте ваше сердце и всей своей ощущаемой болью и страданием воззовите к просветленному существу. Если вы чувствуете, что можете заплакать, то не сдерживайтесь: позвольте вашим слезам пролиться

Наполнение сердца Блаженством
Теперь представляйте и знайте, что будда, которого вы призываете, отвечает вам со всей своей любовью, состраданием, мудростью и силой. Гигантские лучи света устремляются к вам из него или нее. Пред

Помощь умершему
По мере того, как вы снова и снова делаете эту практику, произнося мантру и наполняя свое сердце блаженством, постепенно ваше страдание растворится в уверенном покое природы вашего ума. Вы сознаете

СОХРАНЯЙТЕ СЕРДЦЕ ОТКРЫТЫМ
Не ожидайте немедленных результатов или чуда, они могут быть только через некоторое время или даже намного позднее – тогда, когда вы меньше всего ожидаете того, что ваше страдание изменится. Не пре

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПЕЧАЛИ И ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПЕЧАЛЬ
Когда вы переполнены своим страданием, попытайтесь вдохновить себя на один из тех многих способов, которые я упомянул, когда говорил о медитационной практике в главе V "Возвращение ума домой&q

ТЕМНОТА И ТУННЕЛЬ
Конечная фаза процесса растворения в бардо умирания, как вы помните, – это когда "темный" опыт "полного достижения" возникает "подобно пустому небу, окутанному тьмой".

Внетелесный опыт
Присмертный опыт очень часто начинается с переживания вне тела: люди могут видеть свои собственные тела, так же как и среду, окружающую их. Это совпадает с тем, о чем уже было сказано в Тибетско

Беспомощно смотрящие родственники
Я описал, как в бардо становления умершие способны видеть и слышать своих родственников, но они не могут, к их сожалению, общаться с ними. Одна женщина из Флориды рассказала Майклу Сэбому, как она

Совершенная форма, подвижность и ясновидение
Ментальное тело в бардо становления описано в Тибетской Книге Мертвых как "подобное телу Золотого века", и как имеющее почти сверхъестественную подвижность и ясновидение. Присмертн

Встреча с Другими
В тибетских учениях описано, что ментальное тело в бардо становления встречает других обитателей бардо. Аналогично, проходящий через присмертный опыт часто может беседовать с другими умершими. Вете

Различные сферы
В бардо становления, наряду со многими другими типами видений, ментальное тело увидит видения и знаки различных сфер. Небольшой процент из переживших присмертный опыт сообщают о видениях внутренних

Адские видения
Тем не менее, не все описания присмертного опыта положительны, как вы могли бы ожидать из того, о чем мы сказали, говоря о тибетских учениях. Некоторые люди сообщают об ужасающих переживаниях страх

ДЕЛОК: ТИБЕТСКИЙ ПРИСМЕРТНЫЙ ОПЫТ
Необычное явление, малоизвестное на Западе, но знакомое тибетцам, – это делок. По-тибетски "делок" означает "вернувшийся из смерти". Традиционно делоками являлись люди, которые,

ПОСЛАНИЕ ПРИСМЕРТНОГО ОПЫТА
Как мы увидели, существуют значительные сходства между присмертным опытом и учениями о бардо; также существуют значительные различия. Самое большое различие, разумеется, это то, что проходящие чере

ЗНАЧЕНИЕ ПРИСМЕРТНОГО ОПЫТА
Неожиданно некоторые попытались показать то, что элементы присмертного опыта составляют нечто другое, нежели духовный опыт, и ученые-редукционисты постарались это объяснить в терминах физиологическ

ОТКРОВЕНИЯ БАРДО
Видеть смерть взглядом достигшего постижения – это видеть смерть в контексте целостности и как часть, и только часть безначального и бесконечного движения. Уникальность и сила учений о бардо состои

ПРОЦЕСС ВО СНЕ
Три фазы процесса, как мы видим, раскрывающиеся в состояниях бардо в смерти, могут быть также восприняты в жизни на других уровнях сознания. Рассмотрим их в свете того, что приходит в сновидениях:

ПРОЦЕСС В МЫСЛЯХ И ЭМОЦИЯХ
Такой же процесс может быть узнан в функционировании мыслей и эмоций, которые возникают в следующей манере: 1. Изначальный Свет, абсолютная природа ума, является изначальным состоянием Риг

ПРОЦЕСС В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Теперь после рассмотрения способа, которым этот процесс воспроизводит себя во сне и сновидении, и на само образование мысли и эмоции, давайте посмотрим, как это работает в нашем ежедневном опыте по

ЭНЕРГИЯ ВОСТОРГА
Я часто думаю о словах Дуджома Ринпоче: "Природа ума это природа всего". Мне интересно, является ли этот трехступенчатый процесс откровения бардо справедливым не только, как мы обнаружили

РАСКРЫВШЕЕСЯ ВИДЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ
Одним из многих путей, вдохновивших меня, был пример Его Святейшества Далай-ламы в его неисчерпаемом любопытстве и открытости перед всеми различными гранями и открытиями современной науки.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги