И материалистическая теория отражения

Проблема сознания и его отношения к материи в концеXX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в началеXX в., характерной была субъективно-идеалистическая подстановка под бытие и сознание, в конце концов, простых человеческих ощущений, зашифрованных под именем третьих, нейтральных по отношению к материи и сознанию элементов (якобы одновременно и нематериальных, и неидеальных, но фактически трактуемых то как физические, то как психические явления). Сейчас же, накануне XXI века, сознание часто рассматривается в качестве самостоятельной реальности (физической или информационной). При этом сознание превращается либо в особый вид материи и тем самым фактически отождествляется с материей, либо полностью отрывается не только от человека, но и от материи вообще. Очевидно, что второй вариант фактически означает возврат на позиции классического объективного идеализма.

В первом же случае, когда сознание отождествляется с определенными физическими, энергетическими и информационными процессами именно как с разновидностями материальных явлений, фактически остается только материя, а сознание как таковое, как идеальное явление просто-напросто ликвидируется. Такую позицию еще с прошлого века принято называть вульгарно-материалистической за грубое упрощение (неизбежно влекущее искажение) связи сознания с мозгом, телом человека, за рассмотрение сознания хотя и как особого, но все-таки всего лишь как одного из физиологических процессов (наподобие кроветворения, выделения желчи, мочи и т.п.). Психология и познание мышления сводятся здесь к физиологии. Современное сведение психологии и гносеологии к физическим теориям спинорных или торсионных полей, информационно-кибернетическим моделям, суперголограммам и т.п. привлекательнее допускавшегося в XIX в. отождествления мысли с желчью, но в принципе остается не менее ошибочным. Тем более, что идеи, подобные допущению спинорных, торсионных и т.п. полей, в рамках самой физики и других естественных (и технических) наук, остаются на уровне сомнительных гипотез, а не достоверных и надежно обоснованных теорий. В современной литературе сторонников таких взглядов именуют «научными материалистами» (по сути же это – осовремененный «вульгарный материализм»).

В последние десятилетия особенно показательны представления о сознании как явлении надчеловеческом, причем как в религиозно-идеалис-тическом, так и в материалистическом вариантах. В этих случаях сознание называют «живым телом космоса», «всепроникающим эфиром», «информационным полем космоса» и т.п. В связи с этим предпринимаются попытки естественнонаучного обоснования взаимодействия разума человека с «космическим разумом», например, методом «трансцендентальной медитации». Под влиянием теории относительности и квантовой физики по аналогии с ними создается «релятивистская квантовая психология». Из признания космической природы сознания следует, что его происхождение не связано с антропогенезом. Сознание начинает представляться или вечно существующим разумом Вселенной, или созданным какими-то глобальными процессами, какими-то высшими силами. Предпринята попытка совместить с материализмом идею вечного (информационного) бытия человека, внеличностного его бессмертия (4).

Очень часто информация начинает трактоваться как самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей и движением (энергией). Если в конце XIX в. формой отхода от материализма служил энергетизм, отрывавший движение от материи, то сейчас такой формой можно считать информационизм, отрывающий информацию от движущейся материи, от конкретных материальных взаимодействий – носителей информации, без которых она нигде и никогда не существует.

Очень своевременным представляется следующее предостережение видного специалиста в области физиологии высшей нервной деятельности П.В. Симонова. «Разумеется, в мире есть множество непознанных наукой явлений. Но наука как вид человеческой деятельности существует до тех пор, пока руководствуется презумпцией доказанного, подобно тому, как закон и право опираются на принцип презумпции невиновности. Отказы от требования воспроизводимости результатов эксперимента … разрушительны для науки как способа познания окружающей человека действительности» (5).

Наиболее обоснованной в философском и естественнонаучном отношении остается все-таки трактовка психики и сознания на базе ставшей уже классической теории отражения, конкретизированной кибернетикой, теорией информации, синергетикой, физиологией, психологией, генетикой и другими разделами современного естествознания. В рамках этой теории сознание не отрывается от материи и ее движения и вместе с тем не отождествляется с ними, а понимается как высшая формаотражения- особого всеобщего свойства материи, четко выделенного и указанного впервые В.И. Лениным.

Человеческое сознание представляет сложную, разветвленную и относительно самостоятельную систему, объединяющую в единое целое эмоции, мышление и одухотворенные чувства. В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как самосознание и душа, как индивидуальное проявление духа времени - общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. И все это является особыми формами отражения и выражения природы, общества и внутреннего мира каждого отдельного человека. Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное"Я", являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоцио-нальной, духовно-чувственной, интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телесным и материальным общественным бытием человека. Такое название вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.

Отражение - не все взаимодействие систем в целом, а лишь один из его моментов, а именно свойство или способность взаимодействующих объектов, систем воспроизводить в изменении своего состояния особенности друг друга. Обозначив одну систему отражающей, а другую — отражаемой, можно совсем коротко сказать:отражение есть воспроизведение в состоянии отражающей системы особенностей отражаемой системы.

Отражение, изучаемое в механике, оптике, и т.п. (т.е. отражение в смысле ответного реагирования одних систем на воздействие других) следует назватьвещественно-энергетическим (или субстратно-энергетическим). Главные законы здесь — законы сохранения массы и энергии. А отражение, изучаемое гносеологией, кибернетикой, теорией информации, — этоинформационное отражение. Понятия отражения и информации очень близки, в каком-то отношении даже совпадают. Можно сказать, что информация как образ, копия в закодированном виде отражаемого объекта естьсодержание отражения. Поэтому информация является общим моментом и всякого взаимодействия, и всякого отражения. В неорганической природе отражение существует лишь какпассивныймомент взаимодействий материальных систем, передача информации здесь не отделена от передачи массы и энергии, никаких структурных элементов, специализирующихся на информационном отражении, в таких системах нет. А вот живые существа уже активно и целенаправленно используют свои информационно-отражательные свойства для приспособления к окружающей среде. И это достигается за счет того, что в живых организмах возникают специальные информационно-отражательные устройства, органы чувств. В отличие от пассивного отражения в неорганической природе отражение в живой природе становится все более активным и все более самостоятельным процессом, структурно и функционально вычлененным в совокупной жизнедеятельности организма. Если информация заключена в любом объекте, то информационные процессы как специальные процессы по выделению, переработке и использованию информации присущи только живым организмам, человеческому обществу и техническим системам

В полной мере раскрыто, что информационный класс воздействий качественно отличается от физико-химических, вещественных воздействий. Вызываемый информацией эффект зависит прежде всего от самого ее содержания и от того, насколько человек ее «усваивает» и подчиняется ей. Материальная же форма сигнала не играет роли (при всей ее необходимости как носителя информации). Самая важная, значимая информация, воспринятая, но не «усвоенная» личностью, не признанная ею правильной, встреченная с сомнением, с недоверием, не оказывает заметного влияния на поведение и соматическую сферу. А вот гораздо менее значимая информация, но сразу «усвоенная» личностью, вызывает крупные сдвиги в области сердечно-сосудистой системы, нейроэндокринных процессов и т.д.

Достоверные факты свидетельствуют об одном: сознание есть только там и тогда, где есть здоровый, нормально функционирующий мозг человека. Медицина вынуждена подчиняться тому факту, что со смертью мозга от сознания, души человека ничего не остается. Можно сколько угодно рассуждать о «космическом разуме» и т.п., но все это в отличие от достоверного человеческого сознания остается таким же неуловимым и абстрактным (в смысле существующим лишь в виде абстракции, созданной заблуждающимся человеческим мышлением), как, скажем, абсолютная идея Гегеля, который безуспешно пытался вывести из нее все существующее, весь мир.

 

5. Виртуалистика и вопрос о соотношении материи и сознания*

В связи с бурной компьютеризацией современной жизни сформировался и быстро распространился новый междисциплинарный научный подход, получивший название «виртуалистика», поскольку центральным в нем является понятие «виртуальная реальность» (ВР). На основе анализа существующей литературы можно предложить такое определение: виртуальными являются объекты, возникающие и существующие не самостоятельно, а как момент взаимодействия других объектов (стабильных элементарных частиц, людей друг с другом, с компьютерами и другими техническими системами и т.п.). ВР могут быть материальными и идеальными (существующими только в сознании человека), естественными (психологические ВР) и искусственными (компьютерные ВР, КВР).

Широкий интерес к ВР возник в связи именно с КВР, но для общего их понимания особое значение имеют психологические ВР, так как последние и связанные с ними психосоматические эффекты являются необходимыми компонентами КВР. А что же характерно для психологических ВР? Н.А. Носов, энтузиаст и инициатор исследований ВР в нашей стране, отмечает, что психологическая ВР «является отражением в психике процессов, происходящих в самой же психике» (6). К области ВР относятся не всякие психические отражения внешней действительности, а лишь те ощущения и переживания, которые порождаются самими психическими образами. С учетом этого можно сказать, что ВР есть не просто отражение, а отражение отражения.

Важной особенностью ВР является интерактивность - способность взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с породившей ее. Благодаря этому человек, создавший ВР, может не только пассивно созерцать ее, но и активно взаимодействовать с нею. Эта особенность отграничивает от мира ВР переживание человеком обычных произведений искусства - содержания книг, кинофильмов, театральных постановок и т.п. ВР - не просто знание или художественный образ, не только психическая или идеальная реальность (хотя это обязательно должно быть для создания ВР), но и телесно-практическая, материальная реальность. Поэтому взаимодействия человека с ВР могут иметь очень серьезные практические последствия не только для его психики и сознания, но и для телесного его существования, а также для социального его функционирования как личности.

Но и в данном отношении ВР не противостоят общей отражательной сущности человеческой психики и сознания, а является ее конкретизацией и развитием. Психосоматические процессы, переживаемые человеком, значительно усиливаются при взаимодействиях человека с ВР, создаваемой, например, компьютерной системой. В результате того, что в восприятии этого искусственного мира зрение и слух дополняются с помощью особых устройств осязанием, кожной чувствительностью, ВР переживается человеком не просто как модель, а как сама моделируемая система (7).

В процессе осмысления ВР одни авторы не противопоставляют их теории отражения, фактически продолжая ее развитие, другие же порывают с этой теорией. Например, утверждается: «Сознание не отражает, а формирует бытие через деятельность субъектов. Это было ясно уже И. Канту... виртуальные реальности - это жизненная среда обитания субъектов» (8). О процессе познания говорится, что «это форма выживания субъектов, а не отражения бытия». При всей категоричности данных заявлений их нельзя признать обоснованными. Противоборство материализма, выражением которого служит трактовка сознания как отражения материи, с идеализмом началось за много веков до И. Канта и не закончилось с ним. Далее, познание помогает человеку выживать именно в той мере, в какой оно обеспечивает адекватное отражение действительности. На одних ошибках и заблуждениях выживать никому еще не удавалось.

Исследования ВР в философском отношении ценны прежде всего тем, что показывают новые формы проявления активности психики и сознания, их обратного (и весьма сильного) воздействия на породившую их материю, на жизнь животных и особенно человека. Но в принципиальном отношении активность отражения на уровне психики и сознания давно уже освоена философским материализмом благодаря его синтезу с диалектикой, физиологией (вспомним хотя бы идею опережающего отражения), психологией и другими науками.

Ответ живого организма на внешнее воздействие опосредован приведением в активное состояние генетически и онтогенетически сформированной в нем внутренней программы построения движения. Такое отражение отличается избирательностью и опережающим характером. Понятие опережающего отражения введено русским физиологом П.К. Анохиным и обозначает способность живых организмов к «преднастройке» к будущим событиям на основе своих поведенческих программ. На этой основе развивается оценочная функция психики животных и сознания человека. Важно подчеркнуть, что в любом случае психический образ является отражением той действительности, с которой сталкивается живое существо, а не просто эффектом мобилизации внутренней отражательной системы. Психический образ строится благодаря прослеживанию животным или человеком новых для них связей между явлениями, а сама настройка организма на соответствующее отражение их тоже сформировалась в предыдущей отражательной деятельности (см. об этом, напр., 9).

В полной мере учитывая возможности современных технологий ВР создавать искусственные, воображаемые миры, воспринимаемые как вполне естественные, действительные, многие авторы остаются на позициях принципиального различения естественного и искусственного, тем более естественного и сверхъестественного, мистического. Они не принимают обвинений в том, что «они пытаются заменить реальный мир виртуальным, пусть даже имитируемым. Это обвинение ложно, так как ВР заменяет реальный мир не более, чем телескоп или кино. Они и ВР являются средствами, которые позволяют нам видеть вселенную такой, какой мы не видели ее до сих пор» (10).

Некоторые же авторы более или менее явно соглашаются с размыванием границ между экзотерическим и эзотерическим, мистическим, полагая, что «если символические формы жизни не менее значимы для современного человека, чем обычная жизнь, даже более значимы, то несомненно, должны

измениться представления о существовании и истине» (11). Однако мистики, верующие, идеалистически мыслящие философы для прошлого были характерны не менее, чем сейчас. Просто в нашей стране изменилось официальное отношение к ним. Колебания во мнениях постоянно существуют, но это еще не аргумент для отказа от фундаментальных философских положений об истине и ее критериях. Для нормального сознания, адекватно отражающего материальную действительность и психические явления, эзотерический мир - вовсе не такой же самостоятельный, как материальный (физический, природный или социальный) мир.

Если же подвергнуть сознание медитации, гипнозу, воздействию наркотиков или алкоголя, т.е. исказить, травмировать сознание, то и оценка им указанных миров будет соответствующей - искаженной, неистинной. К счастью, современные психофизиологические и компьютерные способы создания ВР целенаправленно разрабатываются и используются также и для лечения людей, спасения их телесного и душевного здоровья. Что же касается духовного здоровья, то оно в еще большей мере зависит от состояния общества в целом.