О сути и названии центрального закона диалектики

В последнее время многие философы отказались от формулировки: закон единства и борьбы противоположностей. В лучшем случае, стремясь к тому, чтобы отмежеваться от чисто житейского и особенно политического, социально-классового понимания борьбы в применении к общим противоположностям, это слово часто берут в кавычках. В последние же годы некоторые авторы стали заменять слово «борьба» словом «взаимодействие», предлагая формулировку «закон единства и взаимодействия противоположностей» (14). П.В. Алексеев и А.В. Панин предлагают название «закон диалектической противоречивости» (15). Но авторы допускают здесь явную тавтологию: центральный закон диалектики есть закон диалектической противоречивости. Значит, все равно требуются дальнейшие пояснения, в чем же заключается эта самая противоречивость. Название же «закон единства и борьбы противоположностей» сразу обращает внимание на то, что противоречие есть неразрывное единство борющихся, противодействующих друг другу противоположностей.

По Гегелю, если обобщить все его размышления о центральном положении диалектики, обсуждаемый закон сводится к утверждению объективной противоречивости всего существующего, объективной самопротиворечивости бытия и мышления. Само же противоречие и у него характеризуется как неразрывное единство взаимоисключающих друг друга и в этом смысле противоборствующих противоположностей. Маркс подчеркивал недопустимость сводить противоречие только к единству противоположностей, предавая забвению их противоположный характер. Он писал также: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию (подчеркнуто мною – Е.С.) составляет сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению» (16). Ф. Энгельс применял название: «Закон взаимного проникновения противоположностей» (17). В большинстве случаев классики диалектики в понимании противоречия отмечали и единство противоположностей, и их борьбу, обходясь без кавычек. Так, Ф. Энгельс писал о движении путем противоположностей, «которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга» (подчеркнуто мною – Е.С.), приводя в качестве конкретного примера борьбу наследственности и приспособления, обусловливающую эволюцию живой природы (18). Конечно, в данном случае вместо борьбы можно сказать о взаимодействии наследственности и изменчивости, как и сформулировано в «Анти-Дюринге» Ф. Энгельса (19). Но слово «взаимодействие» может пониматься по разному, в том числе и чисто механически в смысле внешнего соприкосновения противоположностей без всякого взаимопроникновения их друг в друга, в виде остановившегося действия, т.е. без допущения диалектического противоречия, бесконечного противоборства противоположных тенденций процесса. Не случайно авторы, применяющие формулировку «закон единства и взаимодействия противоположностей», допускают явный отход от диалектики, считая, что «в неживой природе нет ни борьбы, ни противоречий» (20). Как видим, за словесной манипуляцией замены «борьбы» «взаимодействием» скрывается не что иное, как фактическая замена диалектического понимания природы метафизическим. А ведь вся природа кишмя кишит противоречиями: единством и борьбой противоположных тенденций: притяжения и отталкивания, ассоциации и диссоциации, синтеза и распада элементарных частиц, атомов, молекул и т.д., образования и разрушения горных пород, планет, звезд и звездных систем.

Название «закон единства и борьбы противоположностей» предпочтительнее других. Оно нацеливает на понимание глубинной сущности противоречия как системы проникающих друг в друга и одновременно исключающих друг друга противоположностей. Противоположности как стороны противоречия одновременно находятся и в отношении единства, взаимопроникновения и в отношении борьбы, взаимоисключения. Название «закон единства и борьбы противоположностей» отражает сам способ существования диалектического противоречия путем бесконечного противоборства тенденции к слиянию, взаимопроникновению противоположностей и тенденции к их расхождению, взаимоисключению. Поэтому возможно и такое название: закон одновременного взаимопроникновения и взаимоисключения противоположностей. При этом важно не упустить из виду, что сами эти глубокие противоположные тенденции соотношения любых других противоположностей характеризуются одновременно и единством, и борьбой. Поэтому мы и предлагаем название «закон единства и борьбы противоположностей, их одновременного взаимопроникновения и взаимоисключения».