Ю.А.Александров

 

МАРКСИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

 

 

Европейские социал-демократические и социалистические партии в разной мере признают марксизм в качестве одной из составляющих своей теоретической базы: партии юга Европы, и особенно находящиеся в оппозиции, склонны в большей мере опираться на отдельные марксистские положения, чем партии Северной Европы, тем более, входящие в правительство. Некоторые члены Социнтерна, в частности Лейбористская партии Великобритании, образовались на немарксистской идеологической платформе и вообще никогда официально не признавали учение Маркса, хотя им были не чужды многие его идеи, например, необходимость обобществления средств производства.

Среди индивидуальных последователей идей социал-демократии также наблюдается целый спектр оценок теоретической и практической значимости учения Маркса. Часть из них не только порвала с марксизмом в идейном отношении, но и приветствует этот процесс как освобождение «от суда левой инквизиции». На другом полюсе находится сравнительно незначительная группа, сохраняющая безусловную преданность теоретическому наследию Маркса. Между ними располагаются сторонники неоднозначного отношения к марксизму, критикующие «обветшалые догмы», но одновременно подчеркивающие непреходящую ценность и актуальность многих марксистских положений»[148]. Мнение последней группы выразил Ф.Миттеран: «Маркс был великим экономистом, который дал наиболее точное объяснение соотношения сил в нашем обществе. Но не следует делать из его учения догму»[149]. Видный деятель СДПГ П.Фон Эртцен также подчеркивает, что без «марксистской критики политической экономии капитализма не может обойтись ни одна попытка понять кризис капиталистического общества и обусловленные им экономические, политические, социальные и культурные деформации капитализма»[150].

В целом современные социал-демократические партии, даже левого толка, нельзя считать марксистскими, хотя отдельные положения этого учения продолжают сохраняться в их теоретическом арсенале. С этой точки зрения существующее положение представляет разительный контраст по сравнению даже с тем, что имело место в межвоенный период.

Сущность идеологии социал-демократии невозможно понять вне ее связи с теорией и практикой марксизма. Действительно, к концу XIX века именно марксизм утвердился в качестве идеологической доктрины межународной социал-демократии. В начале текущего столетия различное отношение к ключевым положениям этого учения вызвало теоретическое и организационное размежевание до тех пор формально единого социал-демократического движения на два течения.

 

Два подхода к теории марксизма

 

Ключ к пониманию сущности идеологических и политических позиций коммунистов и социал-демократов следует искать в их отношении к проблеме социалистической собственности. Весь ход развития социалистического движения в последние сто лет был предопределен фактом вульгаризации марксизма в той его части, которая касается основных признаков и черт социалистического общества и способа производства. Социализм был представлен как первая, низшая фаза коммунистической формации и вследствие этого на него были неправомерно перенесены почти все атрибуты коммунистического общества, включая главный и определяющий – общенародную собственность на средства производства.