Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.

Отрицательные черты:

1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской.

Велика роль церкви: все сферы духовной жизни были пронизаны религиозными идеями и всецело ей подчинялись, что тормозило развитие; жёсткое гонение и уничтожение учёных и многих других людей (инквизиция); враждебное отношение к античной культуре, которая основывалась на политеизме-язычестве с сильными материалистическими тенденциями. Поощрялись лишь идеалистические идеи Платона и Аристотеля.

Философия развивалась как богословская мысль. Всякий философский вопрос получал признание, когда он подчинялся интересам церкви.

Положительные черты:

Сохранение научных и философских знаний из предыдущих эпохи посредством развития письменности; развития образования.

В общем Средневековье – это шаг вперёд.

Каролинское возрождение – кратковременный культурный всплеск, который коснулся верхов общества, и связанный с правлением Карла Великого (VII – IX вв.) во Франкском царстве. Привлечение ко двору всех выдающихся учёных (С. Скотт и др.), которые образовали нечто вроде литературного кружка. Он истолковывал произведения различных авторов, переписывал различные рукописи. Основное значение Академии – сохранила и переработала многие элементы поздней античности. Открывались новые школы, но после смерти Карла в IX в. Возрождение замерло.

Образование сосредотачивалось в руках церкви. Создавались школы при монастырях, где преподавали 7 свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, акустика (теория музыки), астрономия. Изучение богословия – главный предмет.

Некоторые школы выделялись, становились центрами образования, при которых сложилась система образования – схоластика (школьное обучение, образование).

В XII – XIII вв. впервые создаются университеты (первый – Болонский в Италии, затем Парижский). Преподаватели – учёные, философы, педагоги: клирики – служители церковного культа, епископы – главы церкви, прелаты – высшие духовные сановники.

2.Монотеистическая религия:

- иудаизм (наиболее последовательная);

- христианство;

- мусульманство или ислам.

Основная черта – теоцентризм. Различали 2 сферы мироздания: Бог и земной мир. Водораздел между ними не переходим естественным образом. Бог и мир – 2 различные реальности, различие – бытие. Высшее бытие – Бог, другое бытие не обладает самостоятельностью как Бог; текуч, непостоянен. Познание этих миров:

- Первый (Бога) нельзя познать посредством разума. Бог открывает себя человеку в священных текстах Библии. Правильное толкование Библии – путь к познанию Бога что возможно только при вере в Бога.

- Второй мир раздвоен на плюсы и минусы.

3.Теодицея – философско-религиозное направление, оправдывающее Бога. Мировая теодицея – попытка объяснить наличие зла в мире. Ответы: зло – испытание, которое послано людям для их спасения (Лейбниц). Бог создал человека, но не стал определять его волю. Человек способен строить волю – добрую или злую сторону. Бог судит, куда пойдёт душа человека – в ад или рай (современное христианство).

Почему зло существует в мире связанно с вопросом: почему остаются без наказания люди, совершившие преступления, почему страдают от зла невинные люди. Ответы:

- Бог правду видит, да не скоро скажет;

- О позднем возмездии Божества (Плутарх). Т.к. боги милосердны, они дают возможность грешникам исправиться, т.к. были справедливы – карают его растянутым ожидание кары: т.к. боги мудры – они выжидают, когда кара будет максимально эффективной, движение материи в двух мирах различно и не совпадает;

- Возмездие получает не тот, кто совершил зло, а его потомки, таким образом, будет восстановлена справедливость (Плутарх, Библия, Ветхий Завет I часть);

- Возмездие совершается в будущих перерождениях человека по законам кармы (брахманизм, буддизм);

- Возмездие совершается за гробом (христианство, ислам, египетская религия, поздний иудаизм).

4.Сначала существовала педагогическая система “схола” (от латинского школа).

Черты схоластической философии:

а) Философия была ограничена связью с религией и полностью подчинялась ей;

б) Вытекает из а) – интерес к формальной логике. Философия – интерпретация священных текстов Библии.

Средство доказательства существования Бога. Возрастает интерес к логике в Университетах. Различные богословские труды, логические сочинения Боэция. Недостатки перевешивали достоинства (в смысле спора). Искусство бесплотного спора – крайнее выражение схоластики.

Религиозная тематика: номинализм и реализм – основные направления средневековой философии, решавшие проблему подхода к существованию Бога.

Реализм – концепция, признающая первичность общего и вторичность единичного.

Номинализм – признание первичности единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих у человека в процессе познавательной деятельности).

 

 

15 Средневековая философия: философская система Фомы Аквинского (разграничение философии и теологии; воззрения на природу; концепция человека; рациональные доказательства существования бога; учение о познании)

Фома Аквинский (1225 - 1274) занимался сочинениями на богословские темы. Основными проблемами, которыми он занимался, были:

1) проблема веры и знания:

1. Если наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, то религия решает их через откровение и Священное Писание.

2. Существует множество истин, открытых на основе опыта и разума и не имеющих отношения к религии.

3. Одновременно существуют положения вероучения, которые нуждаются в философском учёном обосновании. Не потому они нуждаются в обосновании, что они не истинны, а просто, будучи философски доказаны, они становятся ближе к человеку и тем самым укрепляют его веру.

4. Положения, которые нуждаются в таком доказательстве с помощью философии:

- бытие Бога;

- единство Бога;

- особенности деятельности Бога;

- бессмертие человеческой души.

Доказательство этих положений составляет то общее, что есть в философии теологии.

5. Однако есть такие положения в религии, которые наука доказать бессильна:

- сущность Бога;

- возникновение мира во времени;

- первородный грех;

- вечное блаженство (рай) и вечное наказание (ад).

Эти положения иррациональны – они не под силу человеческому уму и полностью ясны лишь Богу.

Вывод: следовательно, теология – это наука выше философии и обычных наук. Превосходство теологии кроется в превосходстве веры над разумом.

2) доказательство этого превосходства:

1. Если разум человеческий способен ошибаться, то вера – нет, т.к. опирается на абсолютную правдивость Бога.

2. Вера дана каждому человеку, а знания постигаются лишь большим напряжением ума и бывают доступны всем.

Таким образом, наука и философия – служанки богословия, и прямая их задача в том, чтобы подтверждать положения религиозного вероучения.