Вопрос о бытии Бога.

Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём.

Фома Аквинский выступает против этого положения. Он говорит, что положение “Бог есть” очевидно само по себе, но не для человека, т.к. человеческий разум бессилен познать сущность Бога. Для этого человеку необходимо знание признаков понятия “бог”. В этой связи Фома Аквинский выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Всё, что движется, имеет причину. Конечная причина всех движений – Бог;

2. Всё, что существует, имеет причину своего существования – и это Бог;

3. В мире существует необходимость и случайность. Но мир в целом – это Бог;

4. Всё в мире измеряется различными степенями совершенства (красота, благо, истина), но самое совершенное есть Бог;

5. Всё в мире целесообразно, значит, должна быть и высшая целесообразность, а это Бог.

Вывод: таким образом, идя по одному из пяти доказательств Бога, человек уже в состоянии приблизиться к его пониманию.

4) проблема соотношения души и тела:

1. Фома Аквинский считал, что соединение души и тела является нормальным явлением бытия.

Тело – это не оковы души, а её необходимое дополнение;

2. Главная задача Фомы – доказать бессмертие души;

3. Бог творит бестелесную душу именно для данного индивидуального тела, и она соразмерна ему;

4. Свою индивидуальность человеческая душа не теряет и после смерти тела. Но её бестелесное существование является ущербным – она должна жить в гармонии со своим телом;

5. Единство души и тела может наступить вновь только в день страшного суда, когда бестелесная душа снова вселится в своё индивидуальное тело.

5) этика:

1. Главная цель этики – созерцание Бога и подготовка к вечной посмертной жизни;

В этой связи Фома признаёт существование этики, ибо без неё отпадёт ответственность человека за свои поступки.