БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеалист. С 1734 - епископ в Клойне (Ирландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущения), Беркли пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi). Идеи, по Берклину, усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, которая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в определенных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Стремясь избежать солипсизма, Беркли признает множественность духовных субстанций, сотворенных “бесконечным духом”, богом. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Позже Беркли переходит на близкие неоплатонизму объективно-идеалистические позиции, признав вечное существование идей в уме бога. С целью опровергнуть атеизм и материализм Беркли подвергает критике понятие материи как якобы внутренне противоречивое и бесполезное для познания. Основа берклианской критики материи - идеалистический номинализм. Беркли отвергает теорию первичных и вторичных качеств (Локк), объявляя все качества чисто субъективными. Отрицая мировоззренческое значение науки, Беркли считал задачей ученого “научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами”. С этих позиций отвергаются ньютоновская теория абсолютного объективно-реального пространства и теория тяготения, т. к. она говорит о естественной причине движения материальных тел, в то время как сам Беркли признавал активность лишь духовной субстанции. Отрицательно относился Беркли к созданному Лейбницем и Ньютоном исчислению бесконечно малых, поскольку признание бесконечной делимости “реального пространства” противоречило основным положениям его философии. Со второй половины XIX в. начинается реанимация философии Беркли и заимствование ее многими школами идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и т. д. Философия Беркли и его эпигонов в начале ХХ в. подвергнута критике в работе Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.
Сочинения: “Опыт новой теории зрения” (1709), «Трактат о началах человеческого знания” (1710), “Три разговора между Гиласом и Филонусом” (1713).