СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873). На взгляды Соловьёва большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов (Бёме, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и др.), у славянофилов.
Центральной в учении Соловьёва является идея “всеединого сущего”. Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая мировая душа, или софия, мудрость божья). Безусловное “всеединство” (как совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьёву, лишь “цельным” знанием, которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу его составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания; интуиция (или воображение, дающее истинную идею предмета); творчество (или реализация этой идеи в данных опыта). Соловьёв отстаивает единство теологии, философии и науки и называет его “свободной теософией”. В обществе идея “всеединства” раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц (“свободная теократия”) или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества - преодоление эгоизма и вражды и создание на земле “царства божьего”, где будут разрешены социальные противоречия. “Свободная теократия”, по Соловьёву, может явиться результатом объединения западной (католической) и восточной (православной) христианских церквей в рамках церковно-монархической государственности как единство духовной и мирской власти первосвященника и царя; особая роль в этом явно утопическом проекте якобы принадлежит русскому государству. В конце жизни, разуверившись в возможности осуществления “всемирной теократии”, Соловьёв пришел к идее катастрофического конца истории, к эсхатологии.
Философия, с его точки зрения, имеет своей главной целью рационально оправдать “веру наших отцов”, социально-религиозный идеал.
Этику Соловьёв также основывает на религии: человек нравствен, если он свободно подчиняет свою волю служению “абсолютному добру”, т. е. богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства. Хотя Соловьёв и выступал против “чистого искусства” (он рассматривал красоту как чувственное воплощение абсолюта и придавал искусству главным образом религиозно-воспитательное, теургическое значение), его поэзия и эстетика стали одним из идейных источников русского символизма. Учение Соловьёва, пытавшегося доказать несовместимость революции, социализма и атеизма с духовно-нравственными идеалами человечества, послужило одним из источников формирования русусской религиозно-идеалистической философии начала ХХ в. Сочинения: “Критика отвлеченных начал” (1880), “Чтения о богочеловечестве” (1877 - 1881), “История и будущность теократии” (1885 - 1887), “Розсип и вселенская церковь” (1889), “Оправдание добра” (1897 - 1899), “Три разговора” (1900) и др.