Формы общественного сознания. Специфика искусства

1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое отражает обыденное. Сущности явления является методом, которым мы пользуемся, чтобы определить какие-то знания.

Сознание, в том числе общественное, является отражением и диктуется тем, что отражается. Отражает разные грани общественного бытия. Бытие людей многогранно и не может быть отображено только в одной грани. Не может быть в одной форме общественного сознания. Каждая форма общественного сознания ограничена: что-то отображено лучше, что-то хуже. Поэтому существуют разные формы общественного сознания. Древние формы общественного сознания: религия, искусство, мифология. Они существуют в синкретическом единстве.

Общественное сознание – отражение общественного бытия, оно многогранно, следовательно, в одной форме общественное бытие не может быть отражено. Искусство отражает эстетические свойства действительности. Искусство не ставит себе целью показать законы бытия. Наука, нравственность – другие грани. Бытие человека было менее богатыми, функции общественного сознания (религия, мифология, искусство) отличаются по форме отражения. Человек может быть отображён и в искусстве, и в науке (в искусстве в виде художественных образов, а в науке в виде научных понятий, категорий, формул, принципов).

Общественное и индивидуальное сознание существуют в паре. Общественное сознание – сознание всего общества, индивидуальное – человека.

Общественное сознание возникает как сумма взглядов отдельных людей. Общество принимает не всё, а лишь самое ценное из сознания отдельных людей, отбрасывая отдельные предположения, принимая существенное, всеобщее, ценное.

Таким образом, общественное сознание называется общественным, потому что оно состоит из суждений отдельных личностей, индивидов. Сознание отдельного человека формируется в атмосферы всей культуры общества. Индивидуальное сознание – синтез культуры общества. Человек – общественное существо. Он сформировался в обществе.

Индивидуальное сознание существует в голове отдельных людей. Общественное сознание существует в голове отдельных людей. В голове человека 2 уровня: общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание складывается из суммы всех отдельных личностей → отдельный человек формируется в атмосфере общества:

1. человек может не дотянуть до уровня развития общества (в области культуры, науки, нравственности);

2. человек достиг уровня;

3.человек опередил существующий уровень общественного сознания (люди, которые делают открытия в области науки, искусства, тянут за собой общество – локомотивы).

2. Искусство служит средством самовыражения человечества. Предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека: существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и при­том сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удиви­тельнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы.

Специфика языка искусства со времен Гегеля, определяв­шего искусство как «мышление в образах», чаще всего опи­сывается через художественный образ, метафору, символ, миф и другие аналогичные художественные приемы. В самом общем смысле специфику художественных приемов можно определить так. Если в науке мышление осуществляется с помощью поня­тий, обобщающих единичные явления до бесплотной катего­рии, то художественное обобщение осуществляется с помощью сохраняющего непосредственную наглядность образа явления. Мышление единичными категориями, за которыми вместе с тем отчетливо ощущается символическая художественная обоб­щенность, придает искусству необычайную силу, приравниваю­щую его к самой жизни. Образ, согласно Гегелю, «являет наше­му взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действи­тельность...»

 

 

Отметим еще одну специфическую черту искусства. Если практически во всех других видах духовной деятельности (на­пример, в науке) вымысел противоречит цели этой деятельности, то в искусстве наоборот: вымысел является одним из самых действенных эстетических приемов. Необходимо только четко отличать вымысел как художественный прием от ложного обоб­щения: вымысел строится как естественная, но не обязательно действительно имевшая место связь единичных событий, ко­торые являются особым художественным обобщением в виде единичного образа множества реально существовавших явле­ний.

Чем значительней произведение искусства, тем отчетливей в нем просту­пает личностный почерк его создателя. Если бы не было У. Шекспира и Ф. М. Достоевского, то их никто бы не заменил. Искусство, конечно, не прекратило бы своего существования, но в нем не было бы именно таких открытий и именно таких художественных обобщений, которые мы связываем с этими именами.

Специфика искусства заключена в следующем. Пред­метом искусства является сам человек в его взаимоотношениях с миром, который в отличие от частных гуманитарных наук рас­сматривается здесь в своем целостном виде. К специфическим свойствам искусства относятся:

1) особый язык (установка на образность в отличие от обобщенных категорий и понятий нау­ки); 2) особый способ обобщения (общее через индивидуально-частное, а не частное через общее, как в науке);

3) использова­ние художественного вымысла (что запрещается в науке);

4) личностный способ выражения (в отличие от безличностного стиля науки);

5) повышенное значение формы (без формы нет искусства, наука же практически безразлична к форме):

6) использование скрытых от научного обобщения пластов челове­ческого сознания, что придает искусству большую эвристичес­кую силу. Искусство — это не деятельность, сопряженная с достижением одного только эстетического удовлетворения, но наряду с наукой особая форма познания мира.