Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания

История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логическое – результат исторического развития. Для философии это важно понять, чтоб понять, что такое философия, из каких источников она формировалась. Если физику и математику можно изучить без истории, то философию понять особо трудно, не вдаваясь в историю.

История возникновения философии очень поучительна и проливает свет на то, что есть философия. Поиски начала чего-либо самые трудные, т.к. добираясь до истоков явления, мы встречаемся не с источниками явления, а с явлением, которое нуждается в объяснении его источников. Нет абсолютного начала. Философия постепенно формировалась из таких форм общественного сознания, мышления человечества, которые философией сами по себе не являются. Философия формировалась из недр религии и мифологии. Философское мышление зрело, становилось само собой на материале религии и мифологии. Религия, мифология и искусство – самые древние формы человеческого сознания. Философия возникла позднее их, хотя в истории исследований мировых культур существует 3 точки зрения, когда возникла философия:

1. Философия – самая древняя форма человеческого сознания. Уже первобытный человек исследовал явления раньше религии и искусства. У первобытного человека не испорченное наукой мышление. Малоубедительная точка зрения.

2. Философия возникла одновременно с религией и мифологией;

3. Философия возникла позднее.

Т.к. философия постепенно возникла на накопленном материале религии и мифологии, то она унаследовала важнейшие особенности религии и мифологии, которые существуют и в современной философии Если так, то нас должны заинтересовать и религия, и мифология в двух аспектах:

1. Что же они дали философии;

2. Что такое вообще религия и мифология.

Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспринимает, то он не верующей и религии в полном смысле слова нет. Должно быть чувство страха и вины перед Богом за свои грехи.

Религия появляется с веры в сверхъестественные силы и начинается это с фетишизма. В середине XIX века господствующей в мировом религиозном ведении была точка зрения Тайлера, что религия пошла от анимизма, а не от фетишизма, но её обоснованно раскритиковали. Сейчас считается, что религия произошла от фетишизма 40 – 60 тыс. лет назад. Фетиш– предмет, впервые раздвоенный на материю и дух. Но, т.к. все предметы у древних имели духовую сторону, все они были одушевлёнными. Всё в природе было живим (земля, вода, огонь, воздух…) Вначале раздвоили предметы (фетиши), а затем и весь мир на материальный и духовный (сверхъестественный) мир. Но для религиозного миросозерцания человек ещё должен быть убеждён, что сверхъестественный мир господствует перед естественным, трепетать перед ним.

Религия развивалась по цепочке фетишизм – анимизм – политеизм – развитый политеизм – монотеизм. Философия унаследовала от религии:

1. Мировоззренческий подход к окружающей действительности. Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир было унаследовано философией.

2. Философия взяла у религии раздвоение мира на 2 сферы: материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира. Первые философы – мудрецы, переставшие просто верить в то, что предлагала религия. Они верили в раздвоенность, но подвергли сомнению, что дух первичен. Так возник основной вопрос философии: “Что первично – материя или дух?Уже в религии был этот вопрос за 10 тыс. лет до философии, но философы стали решать этот вопрос. Философы, согласившиеся с религией стали называться идеалистами (идеалистически направленные философы), а вторые, которые считали наоборот, стали материалистами. Но ещё появился дуализм, представители которого считали, что в основе мироздания лежит и материя, и дух одновременно (Рене Декарт – 2 субстанции, материя и дух, возникли одновременно).

 

 

Позже философы расчленили 3 эти сферы на течения:

- объективный, субъективный идеализм;

- стихийный, диалектический, метафизический материализм;

- различные формы дуализма.

Религия не просто расчленила мироздание на 2 сферы, но считала, что первичен духовный мир. Религия не может решить по-другому этот вопрос, т.к. она себя уничтожит. Философия, решая этот вопрос, только развивается.

Философия много унаследовала у религии и мифологии. Самые первые формы общественного сознания в обществе – религия, искусство и мифология. Раньше не было форм общественного сознания. У древних людей было утилитарно-ориентационное сознание (поиск пищи, жилища и др.). Постепенно возникли первые зачатки религиозного сознания (фетишизм, магия, анимизм, тотемизм). Религия, искусство и мифология существовали в синкретическом единстве. Особенно религия и искусство, которые лишь позже стали отделяться друг от друга

Т.к. философия постепенно формировалась из недр религии и мифологии, то она самая поздняя из форм общественного сознания.

Мифология нас интересует с двух точек зрения:

- что такое мифология вообще;

- что философия взяла у мифологии.

Объяснительная функция мифа в философии поднялась на высший уровень. Здесь философия родственна науке, т.к. основывается на рациональном чувстве, а миф близок искусству. Философия возникла из тех же потребностей объяснения мира, что и мифология. Но ведь уже есть миф, зачем тогда философия? Появилась потребность в более истинном, достоверном, убедительном объяснении мира. Человек перестаёт верить мифам. А более глубинная потребность объяснения мира удовлетворяется философией и наукой.



18. Эпоха Возрождения: воззрения Данте Алигьери (о двух началах в человеке, о его земном и божественном предназначении; гимн достоинству человека).

 

Развитие культуры материальной и духовной невозможно заключить в строгие рамки ни хронологически, ни материально. Материальная культура легко преодолевает материальные границы.

Культура Возрождения в Италии началась в 14 веке и в 15 достигла рассвета. В 16 веке – общезападное, европейское явление. Но многие ученые полагают, что Возрождение не только европейское явление, то есть понятие Возрождение трактуется расширительному. Во многих трудах рассматривается ближневосточное Возрождение, китайское, армянское, грузинское, каролинское. В культуре Китая ренессансные черты имели место в 8-12 веках по мнению востоковедов. Хронологически и территориально рамки сдвигаются, если понимать философское возрождение, возрождение науки, художественной культуры, то есть различные формы культуры возрождались не одновременно и достигали неодинакового расцвета. Классически завершенные черты оно получило в Италии. По мнению, противоположному расширительному, о Возрождении как об эпохе можно говорить только применительно к Италии.

Эпоха Возрождения – начало становления капиталистического общества. Переход от феодализма к капитализму. Резкий сдвиг в развитии производства, промышленности, торговли, естественно научного и философского знания. Переворот в экономике обусловили все другие процессы в обществе. Появилось много технических изобретений: стали применяться усовершенствованные водные и ветряные двигатели, педальный ткацкий станок, домны, порох, огнестрельное оружие ( с конца 14 века), с 40-х годов 15 века – книгопечатание. В это время бурно развивается мореплавание. Открываются новые земли. Необычный приток новой информации о мире (в 1492 г. Колумб достиг берегов Америки, 6 лет спустя португалец огибает Африку и открывает путь в Индию. В начале 16 века – первое кругосветное путешествие, в результате которого практически доказана шарообразность Земли и то, что ее окутывают океаны. В 1522 «Виктория» совершает кругосветное путешествие). Все сдвиги невозможно правильно оценить с позиции феодального мировоззрения. Этому препятствовали и религиозные взгляды, гласившие, что все уже открыто, то есть главный предмет изучения не природа, а Библия, в которой все истины зафиксированы. Это наложило отпечаток на философию Возрождения. Схоластические споры отступили на задний план, и философия, как и наука, поворачивается лицом к природе. Люди понимали, что в Библии не все можно найти. Философия стремится стать подлинной наукой, опиравшейся не на Священное Писание. Поворот от СП к природе для философии оказывается непростым.

Мировоззрение нового буржуазного общества, в связи с громадными сдвигами, выдвинуло а первый план личность индивида, который стремится разорвать оковы феодального строя, что порождает новое мировоззрение, отличное от средневекового. Оно называется – гуманизм – общественный интерес к индивиду, провозглашение человека высшей ценностью на Земле. Так развивается буржуазный индивидуализм, но не эгоизм. Индивидуализм – провозглашение ценности отдельной личности, любовь к человеку, который сам себя сформировал. Отрицаются все те связи, которые роднят индивида с его предками, которые делают его благородным. Человек, как неотразимая личность, отражен в искусстве, которое способно наиболее отразить человека со всей глубиной. Таким образом искусство – лидирующая форма общественного сознания в эпоху Возрождения (в средневековье – религия).

Возрождения – эпоха антропоцентризма. Даже создавая произведения на религиозные сюжеты, они создавали образы реальных людей, а не бесплотных духов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Караваджо). Чтобы отобразить мимику лица человека художники и скульпторы изучают анатомию, математику и механику и используют в произведениях. Носителями культуры были одаренейшие люди. Энгельс: «Эта эпоха, которая нуждалась в титанах, породила титанов…» Представители: Л.да Винчи, Петрарка, Шекспир, Сервантес, Дюрер, Коперник, Бруно. Возрождение – расцвет музыкальной эстетики, бурное развитие светской музыки, наступление на старую церковную музыку. Распределение жанров: фротолла, виланелла. Мелодика – ведущее начало, бурное развитие полифонической музыки (Палестрина. Образ Христа часто у него – образ страдающего человека, а Мария Магдалена – жизненный образ. Орландо Лассо писал музыку на стихи Горацио, Петрарки, Вергилия.) Расцвет теории музыки и музыкальной эстетики. Царлино (16 век) – великий теоретик музыки. Ведущую роль отводил слову.

 

 

Ориентировал в музыкальной эстетике на слуховое восприятие музыки (как Л. да Винчи в живописи). Он определяет эмоционально-эстетические свойства отдельных ладов (эстетик-музыковед). Установил соотношение мелодии, гармонии и текста, разновидности контрапункта ( и двойного). Намечает принципы обращения интервалов. Именно он открыл путь к современной гармонии.

Данте. (1265-1321гг) – прославленный поэт средневековья, первый поэт Возрождения. Он и великий мыслитель. Его основные произведения: «Божественная комедия», «Пир», «Монархия». В центре его внимания как философа – человек. В эпоху Возрождения человек стал возвышаться.

1. Данте не порывает с христианской религией, он считал христианство истиной, но он дает новое изложение божественного и человеческого. Христианство средневековое видело разрыв между божественным и человеческим. По Данте человек, как и Бог, обладает творческими способностями, но меньше, чем Бог. В те времена – это еретическое заявление, которое порицалось церковью.

2. В человеке содержится два начала – божественное и природное. Природное – прежде всего его разум, ум. К блаженству ведет совершение не только божественного, но и природного ( ума) начала. Чтобы ум человека совершился, необходимо накопление знаний об окружающем мире. Официальному богословию это не нравилось. Человек является одновременно и смертным и бессмертным: природа смертна, а божественное начало бессмертно. Человек – промежуточное положение между смертным и бессмертным существованием.

Человек – два вида блаженства:

Первое связано с природным началом и заключается в проявлении собственной благодетели.

Второе – блаженство вечной жизни, осуществляется после смерти. Неземное блаженство не связано с жизнью. Неземное блаженство – аскетическая жизнь на земле, но она не обязательна. Он считал, что предназначение человека на земле – является достижение высшего предела земного совершенства, а не аскетизм. Данте связывал краткость пребывания человека на земле с тем, что за короткое время он должен успеть сделать многое. Цель жизни – его деяния (благородные). Человеческое благородство может быть настолько великим, что превзойдет благородство ангела Божия, и природное в человеке определяет характер его души, но эти два начала не всегда соединяются в нем должным образом. Т.о., Данте обосновывает вполне реальную возможность возвышения человека (в нравственных качествах) до уровня Бога. Что не согласуется с христианством. Данте : «Человек – это такое существо на земле, которое способно на самые низкие и благороднейшие поступки». Причина в том, что человек разумен.

Вывод. Историческое значение Данте в том, что он провозгласил первый гимн достоинству человека, которого религия принижала. Это находилось в контрасте со средневековьем. Он определил земное предназначение человека.