Вопрос о бытии Бога.

Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём.

Фома Аквинский выступает против этого положения. Он говорит, что положение “Бог есть” очевидно само по себе, но не для человека, т.к. человеческий разум бессилен познать сущность Бога. Для этого человеку необходимо знание признаков понятия “бог”. В этой связи Фома Аквинский выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Всё, что движется, имеет причину. Конечная причина всех движений – Бог;

2. Всё, что существует, имеет причину своего существования – и это Бог;

3. В мире существует необходимость и случайность. Но мир в целом – это Бог;

4. Всё в мире измеряется различными степенями совершенства (красота, благо, истина), но самое совершенное есть Бог;

5. Всё в мире целесообразно, значит, должна быть и высшая целесообразность, а это Бог.

Вывод: таким образом, идя по одному из пяти доказательств Бога, человек уже в состоянии приблизиться к его пониманию.

4) проблема соотношения души и тела:

1. Фома Аквинский считал, что соединение души и тела является нормальным явлением бытия.

Тело – это не оковы души, а её необходимое дополнение;

2. Главная задача Фомы – доказать бессмертие души;

3. Бог творит бестелесную душу именно для данного индивидуального тела, и она соразмерна ему;

4. Свою индивидуальность человеческая душа не теряет и после смерти тела. Но её бестелесное существование является ущербным – она должна жить в гармонии со своим телом;

5. Единство души и тела может наступить вновь только в день страшного суда, когда бестелесная душа снова вселится в своё индивидуальное тело.

5) этика:

1. Главная цель этики – созерцание Бога и подготовка к вечной посмертной жизни;

2. В этой связи Фома признаёт существование этики, ибо без неё отпадёт ответственность человека за свои поступки.

19. Эпоха Возрождения: Николай Кузанский (геоцентризм; отрицательное богословие – “учёное незнание”; космологические представления; учение о человеке и познании).

В эпоху Возрождения усиливаются процессы секуляризации – это освобождение от религии и церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только политическая и экономическая жизнь, но и наука, философия, искусство. Новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления. Если в центре внимания Средневековья – идеи Бога, и связанная с ними идея спасения человека, то в центре внимания в эпоху Возрождения оказывается человек, т.е. развивается антропоцентризм.

Основные черты антропоцентризма:

1. Осознание собственных сил, гордость и самоутверждение себя становятся отличительными качествами человека;

2. Идея человека в эпоху Возрождения: человек – разносторонняя личность (“титаны Возрождения”);

3. Основной принцип в жизнедеятельности человека: человек – творец самого себя;

4. Человек не просто удовлетворяет свои земные потребности, а в труде творит мир, создает красоту и самого себя.

Николай Кузанский. Главный его философский труд – “Об учёном познании”. Основные положения его философии:

1. Бог – абсолютное высшее бытие, а природа и человек – производные от Бога;

2. Таким образом, из предыдущей вытекает идея пантеизма – божественность природы, что отрицало сотворение мира Богом;

3. Природа безгранична в пространстве;

4. Земля – не центр мира;

5. Гносеология:

а) цель познания – бесконечное совершенствование знаний;

б) ступени познания:

- ощущения → смутные образы вещей;

- рассудок → оперирует числами и даёт вещам имена;

- разум → способен мыслить бесконечное и проникать в сущность вещей.

6. Создал диалектическое учение о совпадении противоположностей.

 

20. Эпоха Возрождения: феномен Леонардо да Винчи. Его учение об опыте; одушевлении природы; воззрения на человека (о соотношении души и тела); отношения к религии; воззрения на искусство.

В эпоху Возрождения усиливаются процессы секуляризации – это освобождение от религии и церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только политическая и экономическая жизнь, но и наука, философия, искусство. Новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления. Если в центре внимания Средневековья – идеи Бога, и связанная с ними идея спасения человека, то в центре внимания в эпоху Возрождения оказывается человек, т.е. развивается антропоцентризм.

Основные черты антропоцентризма:

5. Осознание собственных сил, гордость и самоутверждение себя становятся отличительными качествами человека;

6. Идея человека в эпоху Возрождения: человек – разносторонняя личность (“титаны Возрождения”);

7. Основной принцип в жизнедеятельности человека: человек – творец самого себя;

Человек не просто удовлетворяет свои земные потребности, а в труде творит мир, создает красоту и самого себя.

Леонардо да Винчи

1) критикует:

1. Утверждал, что божественное откровение и Священное писание не могут быть источниками познания;

2. Признаком неистинной науки считал наличие разных мнений, обилие споров, критик;

3. Выступал против астрологии, колдовства, существования бестелесных душ и всего, что с этим связано.

4. Выступал против догм, книжной учёности, мистики.

2) философия:

1. Смысл науки в практической пользе для человека;

2. Необходимо сочетать практический опыт и его научное обоснование. Это должен быть главный путь открытия новых истин (“наука – полководец, практика – солдаты”).

3. Математика – наиболее достоверная наука, необходимая для осмысления и обобщения практического опыта.

3) эстетика:

1. Искусство служит познанию реального мира;

2. Наука проникает в глубь предметов, изучает количественные закономерности, а искусство постигает качественные особенности тех же предметов.

21. Философия Нового времени: характеристика эпохи; Ф. Бэкон как рожоначальник английского материализма и экспериментальной науки; его учение о методе и “признаках”; учение о двойственности истины; человек как объект познания.

1. Формирование новой парадигмы философствования базируется на кардинальных изменениях в жизни общества Западной Европы.

Социально-экономические изменения:

Разлад феодальных отношений, рост международного производства, торговли, экономических и культурных связей между странами, интенсивное развитие экономических буржуазных отношений.

Социально-политические изменения:

- буржуазная революция в Нидерландах (ХVIв.-нач.. ХVIIв.)

- буржуазная революция в Англи (сер.. ХVIIв )

- положение и развитие капитальных отношений;

- изменения в социальной структуре общества;

- изменения в политической системе общества.

Природно-научные открытия:

- механика небесных и земных тел;

- астрономия;

- теория сопротивления материалов;

- физика: изучение электрических и магнитных явлений;

- химия.

Изменения в государственной сфере общества:

- развитие идей гуманизма эпохи Возрождения;

- отказ от натурфилософии;

- формирование новых мировоззренческих ориентиров форм мышления.

В центре природоведения этого времени находилось механика небесных и земных масс. Она приобретает преобладающее развитие и наделяет всё природоведение механическим характером.

Наиболее распространенный – экспериментальный метод: исследование стремились анализировать частные явления, процессы, факты.

Доминирующей тенденцией в развития философии XVII-XVIII вв. Стал материализм (XVII в. Работы Р. Байля).

Поскольку научная революция заняла определенное место в мировоззрении эпохи Нового времени, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания.

2. Основные направления гносеологической ориентации философов:

- эмпиризм определяет чувствительный опыт источником знания и считает, что содержание знания может быть представлено, как описание этого опыта или сведено к нему;

- рационализм определяет ум основного познания и поведения людей;

- сенсуализм определяет жизненность главной формой достоверного знания.

Исследовательские приемы:

- индукция – исследовательский прием, который обеспечивает возможность перехода от одиночных фактов к общим положениям к обобщению на основе данных опыта;

- от общего к единичному, от накопленного к теоретическому обоснованному материала, к его более последовательному изучению.

Процесс познания – диалектический, противоречивый процесс, который содержит чувствительное, эмпирическое и теоретическое познания и потому нельзя абсолютизувати индукцию или дедукцию.

Ф. Бэкон (1561-1626) – подчеркивает необходимость познавать объективно существенные вещи и явления, отказаться от схоластической оторванности от природы и человека. Источник бытия находится в чувствах, которые возникают в процессе практического влияния индивида на природу. Разработал индуктивный метод.

Декарт – “Раздумья о методе”, “Методические раздумья”, “Начала философии”. В основе мира есть независимые одна от одной субстанции: уховна, которая направляется от Бога и