Структура мировоззрения

1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире;

2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой;

3. Ценности и оценки;

4. Чувства и эмоции (эмоционально и чувственно окрашенное мировоззрение называется мироощущением. А ещё есть миропонимание, т.е. индивидуальное понимание человеком тех знаний, которыми могут обладать и другие люди. Понимание иногда зависит от теоретических знаний в этой области).

5. Понимание. Оно зависит как раз от знания немногого обо всём. Следовательно – это миропонимание.

6. Убеждения. Это не(?) те знания, которые человек пропустил через себя, согласился с ними и руководствуется ими в своих поступках (например, человек знает о религии, но по убеждению он атеист. И, наоборот, зная об атеизме - верует). Если человек не меняет убеждений – он догматик. Убеждения – один из стержней мировоззрения, определяющий во многом судьбу человека (Дж. Бруно погиб за свои убеждения).

Философия имеет к мировоззрению самое прямое отношение, поскольку оба они отражают мир в целом. Мировоззрение формируется у человека неизбежно: сначала теоретическое (изучение наук). Но если он не изучает философию, то у него не формируется философское мировоззрение. Равно как и чтобы иметь художественное мировоззрение, надо иметь представление об искусстве и художественных образах.

Философское мировоззрение – это взгляд на мир и его оценка сквозь призму глобальных понятий. Изучение философии даёт научное знание о мире в целом.

Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспринимает, то он не верующей и религии в полном смысле слова нет. Философия унаследовала у религиимировоззренческий подход к окружающей действительности. Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир был унаследован философией. Религия раздваивает мир на 2 сферы (что также взяла философия): материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира.

Миф –объяснение каких-либо событий, явлений. Первые примитивные мифы появились после зачатков религии (~ период расцвета политеистических верований). Если религия – это вера в сверхъестественное – то миф – объяснение сверхъестественного (религиозные мифы). Не все мифы вышли из религии, есть мифы, не связанные с верой в сверхъестественное. Миф, как единственное достаточное объяснение мира для древнего человека существовал, пока не начался процесс развития естественных научных знаний (география, физика, химия).Теперь миф, как объяснение мира, теряет своё значение.

 

2.Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.

Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспринимает, то он не верующей и религии в полном смысле слова нет. Должно быть чувство страха и вины перед Богом за свои грехи.

Религия появляется с веры в сверхъестественные силы и начинается это с фетишизма. В середине XIX века господствующей в мировом религиозном ведении была точка зрения Тайлера, что религия пошла от анимизма, а не от фетишизма, но её обоснованно раскритиковали. Сейчас считается, что религия произошла от фетишизма 40 – 60 тыс. лет назад. Фетиш– предмет, впервые раздвоенный на материю и дух. Но, т.к. все предметы у древних имели духовую сторону, все они были одушевлёнными. Всё в природе было живим (земля, вода, огонь, воздух…) Вначале раздвоили предметы (фетиши), а затем и весь мир на материальный и духовный (сверхъестественный) мир. Но для религиозного миросозерцания человек ещё должен быть убеждён, что сверхъестественный мир господствует перед естественным, трепетать перед ним.

Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир был унаследован философией. Религия раздваивает мир на 2 сферы: материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира.

Цепочка развития религии: фетишизм, анимизм, политеизм, развитый политеизм, монотеизм. Она свидетельствует о том, что человек всё лучше и лучше понимает о Боге. Те. Представление о Боге развивается как, скажем, наука.

Что философия унаследовала от религии:

1. Мировоззренческий подход к окружающей действительности. Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир был унаследован философией.

2. Философия взяла у религии раздвоение мира на 2 сферы: материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира. Первые философы – мудрецы, переставшие просто верить в то, что предлагала религия. Они верили в раздвоенность, но подвергли сомнению, что дух первичен. Так возник основной вопрос философии: “Что первично – материя или дух?Уже в религии был этот вопрос за 10 тыс. лет до философии, но философы стали решать этот вопрос. Философы, согласившиеся с религией стали называться идеалистами (идеалистически направленные философы), а вторые, которые считали наоборот, стали материалистами. Но ещё появился дуализм, представители которого считали, что в основе мироздания лежит и материя, и дух одновременно (Рене Декарт – 2 субстанции, материя и дух, возникли одновременно).

Позже философы расчленили 3 эти сферы на течения:

1. объективный, субъективный идеализм;

2. стихийный, диалектический, метафизический материализм;

3. различные формы дуализма.

Религия не просто расчленила мироздание на 2 сферы, но считала, что первичен духовный мир. Религия не может решить по-другому этот вопрос, т.к. она себя уничтожит. Философия, решая этот вопрос, только развивается.