Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм

Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философии ХХ века.

У истоков стоял датский философ Серн Киркегор (современник Гегеля). Классическая философия – это философия сущности. Со времён Аристотеля философы искали глубинные первопричины, удаляясь от жизни. Киркегор призывает к возврату к человеку. Это не философия сущности, а философия существования (человека). Это философия о человеке, но не об абстрактном, как в новое время, а о реальном, любящем, переживающем, боящемся человеке. Меняется категориальный аппарат. Вводятся категории: страх, трепет, любовь, переживание (вместо субстанция, монада). Вводится интересная мысль: ситуация меняется в зависимости от того, кто проживает эту ситуацию. Экзистенциализм – тип философии, максимально приближенный к языку искусства (философская проза, философский театр, философская литература).

Экзистенциализм в своём развитии проходит 3 этапа:

1. Русский экзистенциализм до революции 1905 г.;

2. I Мировая война – довоенная и военная Германия – немецкий экзистенциализм (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс);

3. II Мировая война – французский экзистенциализм (Жан Поль Сартр, Альбер Камю).

Зигмунд Фрейд(1856 - 1939) – создатель направления, которое известно под названием “глубинная психология и психоанализ”. Его работы осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, её побуждений и переживаний, конфликтов между желаниями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и об окружающих.

Регулятором поведения людей является сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрывается глубинный пласт бессознательных стремлений, влечений и желаний. Он искал средство избавления людей от конфликтов между тем, что говорит их сознание и их бессознательные побуждения. Так родился фрейдовский метод избавления души, названный психоанализом.

Фрейд создал теорию, объяснявшую переживание и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория оказала влияние на другие науки о человеке: на психологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и на литературу.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что он проник в тайники бессознательного. Два инстинкта движут поведением человека: инстинкт самосохранения, без которого живая система рухнула бы; и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а целого вида. Именно этот инстинкт стал паролем психоанализа.

Зигмунд Фрейд австрийский врач-невропатолог и философ (умер в Англии). В процессе работы с пациентами открыл эдипов комплекс, инстинкт самосохранения и продолжения рода. Ввёл термин «либидо». Всё это вывел из анализа снов. В центре личности . Первая фаза сексуальности – грудное вскармливание (оральная сексуальность). Очень сильное впечатление (бессознательное). Ребёнок чувствует, что отец – враг, т.к. отнимает мать, но он и авторитет – богочеловек. Чувство вины.

Человек руководствуется страхом (дикарь). Живёт по законам табу.

Одно я – ЭГО.

Другое я – СВЕРХ-Я (совесть) наблюдает за тем, что делает эго. Совесть – быть со вестью (с вестью) – в древности.

ОНО – силы разрушения (садомазохизм).

СВЕРХ-Я – Я – ОНО (бессознательное).

Одна точка зрения – весь мир сотворён.

Другая (Дарвин) – всё в мире происходит эволюционным путём. Обе эти точки зрения Фрейд считал несовершенными.

Третья – нас завели (Фрейд).

В труде «Неудобство культуры» говорит о том, что есть цель и смысл жизни людей на основе их поведения. Чего они хотят от жизни и чего хотят достичь. По Фрейду – это стремление к счастью. Это программа, которую нам «навязывают» (бессознательное). Принцип удовольствия: всякое удовольствие связано со способностью любить. Испытание полной любви предложило через наслаждение образец нашему стремлению к счастью. Избежать боли, с одной стороны, и пережить сильное чувство удовольствия, с другой. Страдание угрожает:

1. Со стороны тела;

2. Со стороны внешнего мира с его разрушительными силами.

3. Со стороны взаимоотношения с другими людьми.

 

 

Способы избежать: отшельничество (одиночество), совместный труд, направленный на подчинение природе, интоксикация как пониженная восприимчивость неудовлетворению, религия, сублимация (наука, искусство… - переведение одного вида душевной энергии в другую). Всё, чем мы спасаемся, принадлежит культуре, но от неё исходят и ограничения, которые ведут к утрачиванию возможности счастья. Основания культуры связаны с первой попыткой регулировать социальные отношения, с заменой власти индивида властью большинства. Это ведёт к правопорядку, требованию справедливости, а с другой стороны, к сублимации влечений, отказе, вытеснении, и вызывает проблему найти баланс. Любовь развивается от половой к защите от объекта возможных страданий и направляется не на отдельные объекты, а на большие содружества людей. Это есть «превращение влечения в оттеснённое от цели побуждение». Т.о., тенденция культуры: ограничение от сексуальной жизни (несмотря на особенности организма, единобрачие) и расширение сообщества, вплоть до идеи любви ко всему человечеству.

Идеал культуры – люби ближнего как самого себя. Но вся история свидетельствует о склонности человечества к агрессии (коммунизм тоже не выход). Поэтому человек в культуре несчастлив. Человеческое «Я» не имеет неограниченной власти портив ОНО. У этой власти есть границы. И если требуется больше, то возникают несчастья и невроз. Люби ближнего как самого себя – самая сильная защита от агрессивности, и пример непсихологического действия сверхкультуры (сверх-я культуры). Эта заповедь невыполнима. Кто её соблюдает, находится в худшем положении, чем тот, кто ею пренебрегает. Защита от агрессии делает людей столь же несчастными, как и сама агрессия.

Единственное, что даёт удовлетворение, это, по Фрейду, считать себя лучше других, а по Фрому (“Бегство от свободы”, “Человек для себя”) – культивировать в себе свою неповторимость, индивидуальность.