Понятие практики. Формы практической деятельности

ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­висит всякая иная деятельность: ум­ственная, политическая, религиозная и т. д.” (Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения). Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и ко­нечных результатов, она осуществля­ется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практически применяющими свои интеллектуаль­ные способности. Поэтому практика есть единство субъективного и объективно­го, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объ­ективного. Таким образом, ни одна деятель­ность, в том числе и духовная, не сущест­вует безотносительно к практике. “Общест­венная жизнь, - писал К. Маркс, - является по существу практической". Практика – основа познания. На протяжении тысячелетий стихий­но совершавшийся производственный процесс формировал у людей элемен­тарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подыто­живали, осмысливали, обобщали дан­ные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство практики и практически освоенного научного знания. Ленин писал: “Практика выше (теоретическо­го) познания, ибо она имеет не толь­ко достоинство всеобщности, но и не­посредственной действительности”. Домарксовские материа­листы не понимали роли практики в позна­нии, которое они трактовали как резуль­тат воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств. Диалек­тические идеалисты (Фихте, Гегель) высказывали догадки о примате практики по отношению к теоретическому зна­нию, но она сводилась ими в конеч­ном итоге к духовной деятельнос­ти. Только марксизм, доказав, что материальное производство является определяющей основой жизни общества, научно раскрыл значение практики в соци­альном развитии. Именно благодаря пониманию практики как первичной, основной формы человеческой деятельности бы­ла научно познана специфика обще­ственно-исторического процесса как реальности, существующей объективно, но не безотносительно к людям.

Фор­мы практики многообразны: материальное производство, изменение людьми соци­ально-экономических условий их жизни и другие виды деятельности, материально преобразующие объекты. Многообра­зие форм практической деятельности, ее связь с познанием делают практику крите­рием истины — мерилом, позволяю­щим разграничить истину и заблужде­ние. Практическое подтверждение тео­ретических положений, научных пред­видений доказывает их истинность. Высоко оценивая практику, диалектический материализм отнюдь не абсолютизиру­ет ее. Практика исторически развивается, из­меняется; она подчинена объективным законам, ограничена наличными усло­виями. Поэтому Ленин подчеркивал, что “критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представ­ления”. По мере со­циального прогресса, развития социа­листических отношений по пути к ком­мунизму возрастает значение общест­венно-исторической практики для науки, в том числе обществоведения, становящейся непос­редственной производительнойи социальной силой. Органическая связь науки и практики — один из существенных элементов концепции и стратегии ускорения социально-экономического развития социалистического общества на современном этапе.

 

53. Общественно-экономическая формация и её структура. Материальная и духовная сферы общества.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основывающийся на определенном спо­собе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовла­дельческий строй., феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “общественно-экономическая формация” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического пони­мания истории.

Оно позволяет:

во-пер­вых, отличить один период истории от другого и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические со­бытия в рамках определенных форма­ций;

во-вторых, вскрыть общие и су­щественные черты разных стран, нахо­дящихся на одинаковой ступени раз­вития производства (например, в капита­листической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, исполь­зовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отри­цают субъективисты;

в-третьих, в про­тивовес эклектическим теориям, рас­сматривающим общество как механиче­скую совокупность общественных яв­лений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс - как результат влияния различных факто­ров (природных условий или просве­щения, развития торговли или рожде­ния гения и т. д.), понятие “общественно-экономическая формация” позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа про­изводства.

Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и дейст­вия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в сис­теме общественных отношений данной формации.

Каждая общественно-экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и разви­тия. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связываю­щие их в единый процесс мировой ис­тории. Смена одной формации другой про­исходит в результате социальной революции. Капиталистическое общество – последняя из формаций, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества. Коммунис­тическая формация, этапом становления и развития которой является социа­лизм, впервые в истории создает усло­вия для безграничного прогресса чело­вечества на основе ликвидации со­циального неравенства и ускоренного развития производительных сил. Ком­мунистическая формация начинает под­линную историю человечества. Пути ее развития связаны с планомерным и всесторонним совершенствованием социализма.

 

27. Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции

БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеа­лист. С 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущения), Беркли пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi). Идеи, по Берклину, усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, которая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в опре­деленных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Стремясь избежать солипсизма, Беркли признает множественность духовных субстан­ций, сотворенных “бесконечным ду­хом”, богом. Идеи потенциально суще­ствуют в божественном уме, но ак­туальное существование они получают в человеческом разуме. Позже Беркли пере­ходит на близкие неоплатонизму объ­ективно-идеалистические позиции, при­знав вечное существование идей в уме бога. С целью опровергнуть атеизм и материализм Беркли подвергает критике понятие материи как якобы внутренне противоречивое и бесполезное для познания. Основа берклианской крити­ки материи - идеалистический номина­лизм. Беркли отвергает теорию первичных и вторичных качеств (Локк), объяв­ляя все качества чисто субъективными. Отрицая мировоззренческое значение науки, Беркли считал задачей ученого “научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причина­ми”. С этих позиций отвергаются нью­тоновская теория абсолютного объек­тивно-реального пространства и теория тяготения, т. к. она говорит о естест­венной причине движения материаль­ных тел, в то время как сам Беркли при­знавал активность лишь духовной субстанции. Отрицательно относился Беркли к созданному Лейбницем и Нью­тоном исчислению бесконечно малых, поскольку признание бесконечной де­лимости “реального пространства” противоречило основным положениям его философии. Со второй половины XIX в. начинается реанимация филосо­фии Беркли и заимствование ее многими шко­лами идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и т. д. Фило­софия Беркли и его эпигонов в начале ХХ в. подвергнута критике в работе Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.

Сочинения: “Опыт новой теории зрения” (1709), «Трактат о началах челове­ческого знания” (1710), “Три разго­вора между Гиласом и Филонусом” (1713).

22. Рене Декарт: учение о природе; механицизм; дуализм

ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Пос­ле службы в армии переселился в Нидерланды - передовую капиталис­тическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях. Преследова­ния нидерландских богословов выну­дили его переехать в Швецию (1649), где он и умер. Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и фи­зикой. В математике Декарт - один из со­здателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулиро­вал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космого­нии он развил новую для науки идею естественного развития солнеч­ной системы; основной формой движения космической материи, обусловливаю­щего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза спо­собствовала в дальнейшем диалекти­ческому пониманию природы, хотя сам Декарт понимал развитие еще меха­нистически.

В зависимости от мате­матических и физических исследова­ний Декарта сложилось его учение о мате­рии, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяжен­ность телесна и абсолютно пустого про­странства не существует, а плотность и геометрические свойства составля­ют всю сущность телесности. В мате­риалистическую физику Декарта вторгает­ся, однако, дуализм: общая причина движения, по Декарту, - бог; он сотворил материю вместе с движением и поко­ем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя.

В физиологии Декарт установил схе­му двигательных реакций, представ­ляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. Однако материалистическая физиология Декарта выступала в противоречивом сочета­нии с учением о нематериальности ду­ши: в отличие от тела, сущность которого в протяжении, сущность души, по Декарту, в мышлении. В животных Декарт ви­дел лишь сложные автоматы, лишен­ные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт конечную за­дачу знания видел в господстве чело­века над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усо­вершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт счи­тал необходимым предварительно усомниться во всем наличном сущест­вовании. Это сомнение не есть неверие в непознаваемость всего сущего, но лишь прием для нахождения безуслов­но достоверного начала знания. Таким началом Декарт считал положение “мыс­лю, следовательно, существую”. Ис­ходя из этого тезиса, Декарт пытался вы­вести также существование бога, а затем убеждение в реальности внеш­него мира.

 

 

23. Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях

ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Пос­ле службы в армии переселился в Нидерланды - передовую капиталис­тическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях. Преследова­ния нидерландских богословов выну­дили его переехать в Швецию (1649), где он и умер. Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и фи­зикой. В математике Декарт - один из со­здателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулиро­вал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космого­нии он развил новую для науки идею естественного развития солнеч­ной системы; основной формой движения космической материи, обусловливаю­щего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза спо­собствовала в дальнейшем диалекти­ческому пониманию природы, хотя сам Декарт понимал развитие еще меха­нистически.

В зависимости от мате­матических и физических исследова­ний Декарта сложилось его учение о мате­рии, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяжен­ность телесна и абсолютно пустого про­странства не существует, а плотность и геометрические свойства составля­ют всю сущность телесности. В мате­риалистическую физику Декарта вторгает­ся, однако, дуализм: общая причина движения, по Декарту, - бог; он сотворил материю вместе с движением и поко­ем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя.

Дуалистично также учение Декарта о чело­веке: в человеке, по Декарту, реально свя­заны бездушный и безжизненный телес­ный механизм с вопящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Декарту, взаимодействуют посредством осо­бого органа - так называемой шишковидной же­лезы.

В физиологии Декарт установил схе­му двигательных реакций, представ­ляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. Однако материалистическая физиология Декарта выступала в противоречивом сочета­нии с учением о нематериальности ду­ши: в отличие от тела, сущность которого в протяжении, сущность души, по Декарту, в мышлении. В животных Декарт ви­дел лишь сложные автоматы, лишен­ные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт конечную за­дачу знания видел в господстве чело­века над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усо­вершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт счи­тал необходимым предварительно усомниться во всем наличном сущест­вовании. Это сомнение не есть неверие в непознаваемость всего сущего, но лишь прием для нахождения безуслов­но достоверного начала знания. Таким началом Декарт считал положение “мыс­лю, следовательно, существую”. Ис­ходя из этого тезиса, Декарт пытался вы­вести также существование бога, а затем убеждение в реальности внеш­него мира.

В учении опознании Декарт – родоначальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания логического характера ма­тематического знания. Т. к. всеобщий и необходимый характер математиче­ского знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно пости­гаемые аксиомы. Учение Декарта о непосред­ственной достоверности самосознания и учение о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею бога, ду­ховной и телесной субстанции) ока­зали влияние на последующий идеа­лизм и стали предметом критики со стороны представителей материализ­ма. Напротив, материалистическое в основе учение о природе и теория ее развития, материалистическая физио­логия, враждебный богословию меха­нистический метод обусловили влия­ние Д. на формирование материали­стического мировоззрения нового времени. Основные сочинения: “Рассуждение о мето­де” (1637), “Начала философии” (1644).