Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское

Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла у мифа объяснительную функцию, но если мифология опирается на чувство, то философия – на разум.

Миф во всех случаях – это объяснение чего-либо. Миф появился тогда, когда древнее сознание созрело до уровня, когда стали понятны (функции мифа):

- объяснения происходящего вокруг (мифы объяснили потребность в объяснении; т.к. не было науки, её функцию объяснял мир);

- нравственно-воспитательная функция;

- эстетическая или художественная;

- развлекательная.

Поначалу миф объяснял, в чём суть небесных явлений, откуда появилась жизнь живого. Миф помогал проникнуть в духовный мир личности, понять взаимодействие добра и зла в мире. Это характерно для античной мифологии.

Миф как единственное достоверное объяснение мира для древнего человека существовал, пока не начался процесс развития естественных научных знаний (математика, медицина и т.д.). Теперь миф, как объяснение мира теряет своё значение, т.е. объяснительная функция умерла. Наука стала вытеснять мифологию (это происходило тогда, когда стал рушиться античный мир). Т.к. умерла объяснительная функция мифа, мир умер в своей основе, но остались жить другие его функции (воспитательная, эстетическая). Мифология обрела второе дыхание в произведениях литературы Возрождения. Сначала учёные обратились к древнегреческим мифам, а затем к древнеегипетским и древнеиндийским. После этого к мифу обращались художники, писатели, музыканты.

Классификация мифов:

1. Космологические мифы – мифы о происхождении мира, всеохватывающие, о мироздании вообще.

2. Теогонические(тео – бог; тесно связаны с космологическими) – мифы о происхождении богов. Часто 1. и 2. типы органично объединяются.

3. Антропологические(антропос - человек) – мифы о происхождении человека.

4. Эсхатологические – рассказы, пророчества о развитии мира. Появились на сравнительно позднем этапе (в иудаизме, Германии, исламе). Эти мифы влились в предфилософию, а в философии изменился способ обработки этих мифов. Он стал детальным. Объяснительная функция мифа в философии поднялась на высший уровень. Здесь философия родственна науке, т.к. основывается на рациональном чувстве, а миф близок искусству.

5. Этиологические мифы (Тайлор) – мифы о происхождении предметов, ремёсел, брачных обычаев, календарные мифы, мифы о добывании огня и т.д. Они почти не имеют философского значения, т.к. не имеют глобального охвата мироздания.

Философия возникла из тех же потребностей объяснения мира, что и мифология. Но ведь уже есть миф, зачем тогда философия? Появилась потребность в более истинном, достоверном, убедительном объяснении мира. Человек перестаёт верить мифам. А более глубинная потребность объяснения мира удовлетворяется философией и наукой.