Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания

История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логическое – результат исторического развития. Для философии это важно понять, чтоб понять, что такое философия, из каких источников она формировалась. Если физику и математику можно изучить без истории, то философию понять особо трудно, не вдаваясь в историю.

История возникновения философии очень поучительна и проливает свет на то, что есть философия. Поиски начала чего-либо самые трудные, т.к. добираясь до истоков явления, мы встречаемся не с источниками явления, а с явлением, которое нуждается в объяснении его источников. Нет абсолютного начала. Философия постепенно формировалась из таких форм общественного сознания, мышления человечества, которые философией сами по себе не являются. Философия формировалась из недр религии и мифологии. Философское мышление зрело, становилось само собой на материале религии и мифологии. Религия, мифология и искусство – самые древние формы человеческого сознания. Философия возникла позднее их, хотя в истории исследований мировых культур существует 3 точки зрения, когда возникла философия:

1. Философия – самая древняя форма человеческого сознания. Уже первобытный человек исследовал явления раньше религии и искусства. У первобытного человека не испорченное наукой мышление. Малоубедительная точка зрения.

2. Философия возникла одновременно с религией и мифологией;

3. Философия возникла позднее.

Т.к. философия постепенно возникла на накопленном материале религии и мифологии, то она унаследовала важнейшие особенности религии и мифологии, которые существуют и в современной философии Если так, то нас должны заинтересовать и религия, и мифология в двух аспектах:

1. Что же они дали философии;

2. Что такое вообще религия и мифология.

Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспринимает, то он не верующей и религии в полном смысле слова нет. Должно быть чувство страха и вины перед Богом за свои грехи.

Религия появляется с веры в сверхъестественные силы и начинается это с фетишизма. В середине XIX века господствующей в мировом религиозном ведении была точка зрения Тайлера, что религия пошла от анимизма, а не от фетишизма, но её обоснованно раскритиковали. Сейчас считается, что религия произошла от фетишизма 40 – 60 тыс. лет назад. Фетиш– предмет, впервые раздвоенный на материю и дух. Но, т.к. все предметы у древних имели духовую сторону, все они были одушевлёнными. Всё в природе было живим (земля, вода, огонь, воздух…) Вначале раздвоили предметы (фетиши), а затем и весь мир на материальный и духовный (сверхъестественный) мир. Но для религиозного миросозерцания человек ещё должен быть убеждён, что сверхъестественный мир господствует перед естественным, трепетать перед ним.

Религия развивалась по цепочке фетишизм – анимизм – политеизм – развитый политеизм – монотеизм. Философия унаследовала от религии:

1. Мировоззренческий подход к окружающей действительности. Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир было унаследовано философией.

2. Философия взяла у религии раздвоение мира на 2 сферы: материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира. Первые философы – мудрецы, переставшие просто верить в то, что предлагала религия. Они верили в раздвоенность, но подвергли сомнению, что дух первичен. Так возник основной вопрос философии: “Что первично – материя или дух?Уже в религии был этот вопрос за 10 тыс. лет до философии, но философы стали решать этот вопрос. Философы, согласившиеся с религией стали называться идеалистами (идеалистически направленные философы), а вторые, которые считали наоборот, стали материалистами. Но ещё появился дуализм, представители которого считали, что в основе мироздания лежит и материя, и дух одновременно (Рене Декарт – 2 субстанции, материя и дух, возникли одновременно).

 

 

Позже философы расчленили 3 эти сферы на течения:

- объективный, субъективный идеализм;

- стихийный, диалектический, метафизический материализм;

- различные формы дуализма.

Религия не просто расчленила мироздание на 2 сферы, но считала, что первичен духовный мир. Религия не может решить по-другому этот вопрос, т.к. она себя уничтожит. Философия, решая этот вопрос, только развивается.

Философия много унаследовала у религии и мифологии. Самые первые формы общественного сознания в обществе – религия, искусство и мифология. Раньше не было форм общественного сознания. У древних людей было утилитарно-ориентационное сознание (поиск пищи, жилища и др.). Постепенно возникли первые зачатки религиозного сознания (фетишизм, магия, анимизм, тотемизм). Религия, искусство и мифология существовали в синкретическом единстве. Особенно религия и искусство, которые лишь позже стали отделяться друг от друга

Т.к. философия постепенно формировалась из недр религии и мифологии, то она самая поздняя из форм общественного сознания.

Мифология нас интересует с двух точек зрения:

- что такое мифология вообще;

- что философия взяла у мифологии.

Объяснительная функция мифа в философии поднялась на высший уровень. Здесь философия родственна науке, т.к. основывается на рациональном чувстве, а миф близок искусству. Философия возникла из тех же потребностей объяснения мира, что и мифология. Но ведь уже есть миф, зачем тогда философия? Появилась потребность в более истинном, достоверном, убедительном объяснении мира. Человек перестаёт верить мифам. А более глубинная потребность объяснения мира удовлетворяется философией и наукой.