Предфилософия Древней Индии

1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных.

2. Связана с человеком. Религиозно-философское осмысление человека (индивида). Она не интересуется природой, обществом – это философия личности. Она интересуется проблемой единства в человеке духовного и телесного начал. Идеи:

- единство телесного и духовного в человеке;

- идея о примате духовного над материальным;

- жизнь и смерть;

- переселение души в другие материальные тела – впервые разрабатывалась анимизмом первобытных людей;

- взаимосвязь человека, космоса и богов.

Способ мышления индусов уникален – эмоции, интуиция, мистика + осмысление религиозно-философских абстракций.

У них нет страха и почитания Бога. Мышление было направленно на действенность способов спасения индивида в верховном абсолюте (не Бог). Это не просто духовные стремления. Это индивидуально практические действия, направленные на перестройку взаимоотношения духа и тела. Направлена на свободу от всего материального. Тело человека – первое препятствие, которое сковывает возможности духа.

3. Характерная черта – расчленение на 4 касты (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).

Касты – замкнутая группа людей с определённым местом в обществе. Замкнутость; браки внутри каст, рождения и наследственность. После смерти возможность перехода в другую касту. Члены касты (вадны) имели определённую профессию: брахманы – умственный труд, кшатрии – воинское поприще, вайшьи – ремёсла, земледелие, торговля, шудры – самая грязная работа.

4. Различия между животными, растениями и человеком не существует – в них есть душа. Тело смертно, душа – вечна (путём переселения). Это странствие души не имеет конца (сансара – странствие – может завершиться, когда душа обретёт спокойствие в отрыве от тела).

Сансара первоначально была случайностью, позднее – зависимость от поведения человека в его реальной жизни (как выполнял законы своей касты).

Дхарма – следование законам своей касты. Если хорошо себя вёл, то душа может перейти в более высокую касту. Т.о. любой представитель любой касты мог бы перейти в более высокую касту.

Душа сливается с верхним абсолютом, когда брахман следует законам своей касты.

Мокша – это высшая цель, к которой стремится человек.

Если наоборот, то действует закон возмездия – карма. Что заслужил в прошлом – получил в настоящем.

В древнеиндийской философии есть 3 периода:

1. Ведичесский;

2. Брахманизм;

3. Индуизм.

Все эти периоды следовали одним основным принципам подхода к человеку, но были существенные нюансы.

1. Философия ведического периода имеет источником древнеиндийские Веды (ведать - знать) – древнейший памятник индийской религиозно-философской и мифологической литературы. Складывались ещё в III тыс. до н.э.во время перехода от первобытного строя к классовому обществу. Это очень ценный и единственный источник по социально-экономической и культурной жизни Древней Индии – главный источник изучения древнеиндийской предфилософии. Состоит из четырёх частей:

- Ригведа;

- Самаведа;

- Ахтарваведа;

- Яджурведа.

Комментарии к Ведам – Упанишада.

Предфилософия – составляющее между религией, мифологией и философией.

2. Брахманизм – прямой наследник ведической предфилософии, но это новая эпоха – далеко ушедшая от вед. Возник в первой половине I тыс. до н.э. Лежит в основе современной религии Индии – индуизма. Верховный бог – Брахман. Появляется тримурти (типа Троицы) Брахма-Вишну-Шива, сменившие предыдущую тримурти Атман-Агни-Сурья. Человек получает окончательное завершение в учении о переселении душ (сансара).

3. Индуизм. Более современный период связан с джайнизмом (представитель Джайна) Возник в 6 в. до н.э. Его основатель праведник, монах-аскет Махавира Вартхамона - победитель над кармой. Отрицает авторитет ведических и брахманистских богов.

 

8.Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.

Древняя Греция – очень необычное и яркое явление всей общечеловеческой культуры, состоящей из европейской и восточных культур. Древняя Греция явилась колыбелью всей европейской культуры. Древняя Греция дала не только драматургов (Эсхил, Аристофан), архитекторов (Каликрат, Иктий), скульпторов (Фидий, Проксит, Мирон, Поликлет), но и философов (Аристотель, Платон, Демокрит). Многие проблемы, поставленные древнегреческими философами, до сих пор ждут своего решения Древние греки впервые поставили вопрос первоосновы мира. Они пришли к выводу, что всё многообразие мира сделано из чего-то одного. Проблема первовещества, корня, из которого всё сделано. Постановка этой проблемы – важный прорыв:

однаиз гипотез: в основе мира – вакуумное поле, из которого всё возникло;

вторая гипотеза (Демокрит): атомистическое строение материи. Он описал атомы, а эта проблема получила разрешение на рубеже XIX – XX вв.

третьягипотеза, решившаяся около 50 лет назад: деление материи до бесконечности вглубь.

*В искусствепоставили много проблем: проблема прекрасного (ответа нет). Мы называем этим словом самые разнообразные предметы. Но тогда между ними должно быть что-то общее: но что общего между прекрасным умом и прекрасным ландшафтом?

*Проблема эстетического наслаждения. Древнегреческую философию называют греческим чудом – это одна из важнейших человеческих загадок. Это почти внезапное возникновение и стремительное развитие философии (“взрыв идей”). Это не медленное количественное накопление знаний, а целый обвал мыслей, брошенный Фалесом – скептицизм, раскрепощённость мысли, проявившиеся наиболее полно. Древнегреческая философия стремилась всё систематизировать и создавать систему, которая опровергает предыдущие системы. Каждый философ стремится переворошить всё ранее созданное [Аристотель о Платоне: “Платон мне друг, но истина дороже”.] Проявился дух агона (агон – состязание, борьба – это честное, открытое соревнование).Дух агона пронизывал все сферы духовной жизни:он проявился в дискуссиях философов, софистов, судебных процессах, музыкальных, драматургических состязаниях. Неслучайно в Древней Греции возникли Олимпийские и Истмийские игры. Они устраивались в честь Зевса с 776 г. до н.э. Устраивались в Олимпе 1 раз в 4 года. Включали также и соревнования в искусстве. Истмийские игры устраивались в честь бога Посейдона 1 раз в 2 года на Истмийском перешейке. Наряду с гимнастикой и конным спортом включали поэтические и музыкальные соревнования.

Следуя духу агона, например Гераклит осуждает “многознание” Ксенофана. Он считает, что “многознание” не способно научить уму. Парменит бранит последователей Гераклита. Аристотель излагает своё учение в постоянной полемике с учителями. Борьба и конкуренция – двигатель развития. Доказательство – расцвет античной культуры и философии. Единство и борьба противоположностей: материализм – идеализм, диалектика – метафизика. Там, где есть противоречие, отсутствует застой. В Средневековье дух агона гаснет, т.к. сознание общества попадает под эгиду Библии, с которой спорить нельзя, поэтому происходит упадок философии.

Особенности древнегреческой философии обусловлены личностными чертами. Для древнего грека характерен раскрепощённый ум и охота к знаниям. Неистощимая любознательность породила “человека-почемучку”.

Характерной чертой древнегреческой философии является её связь с математикой, географией, астрономией, медициной, т.е. со всеми науками, которыми человек владел в то время, поэтому различия между этими науками не проводились. Философия – наука всех наук (объединяла все науки). Философ – всякий многознающий человек [впоследствии Гегель объединял все науки].

Древняя Греция – это переход от первобытного общества к рабовладельческому. В первобытном обществе человек был подавлен чисто физическими трудностями, что отнимало всё свободное время, и было не до духовной культуры, без которой не может быть полноценного общества. В Древней Греции рабы (~ животные) были вне социальных отношений [Аристотель: “Раб – говорящее орудие труда”]. Рабовладельцу выгодно, если раб умрёт, т.к. можно добыть среди воинов новых рабов. В результате, остальная часть населения получила возможность заниматься искусством, наукой, философией. Несмотря на эксплуатацию, где человек не считался с человеком, этот переход – прогресс.

Древнегреческие города-полисы были разбросаны по побережью и островам Средиземного моря. Объединяющими факторами были:

- мифология с единым пантеоном;

- равночтимый всеми эллинами Гомеровский эпос. На его основе выросло национальное самосознание, представление об избранности, привычка противопоставлять себя остальному миру (варварам).

Антропологические исследования ХХ в. доказали связь происхождения античной философии с древнеегипетской, вавилонской, индийской философией. Древнегреческие путешественники добрались до Индии.

Научная методология античных философов. Развитие техники было нещадно мало, поэтому не было экспериментов. Потребность в познании мира употреблялась путём наблюдения, аналогии и гипотезы. Соотношение между ними было таково: наблюдение доказывалось путём приведения аналогий и гипотез.

Древнегреческий материализм (вершина – Демокрит) не был последователен в том смысле, что хоть в основе и материя, но они не отрицали существования богов. Никто из древнегреческих материалистов не отрицал одушевлённость природы (ге(и)лозоизм).

Представители:

1.Милецкая (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

2.Гераклит (учение о субстанции, о противоречиях и об относительности свойств веществ);

3.Элейская школа: Ксенофан, Парменит, Зенон, Эмпедокл;

4. Демокрит;

5. Платон;

6. Аристотель.