Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.

Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире. Это всё то, что существует, это и материальный, и духовный мир (материальное и духовное бытие). Синонимы бытия: реальность (всё то, что существует + сознание, психика), существования (или всё существующее). Всё в бытии распадается на 2 сферы: материя и дух. В философской литературе есть и другая трактовка бытия – бытие отождествляется с материальной сферой (материей). В ней сознание не исключалось из бытия, но оно трактуется как свойство высокоорганизованной материи – мозга. Но если на сознание взглянуть с другой точки зрения, т.е. как на субстанцию, а не свойство материи [Декарт видел 2 субстанции: материю и дух (дуализм)], то необходимо бытие разделить на 2 сферы: материя и дух. С этим соглашаются все. Разница между наукой и религией заключается в понимании духовного бытия. Религия считает его сверхъестественным миром и первичным, а материальный мир вторичен и является результатом деятельности духа.

Материалистическая наука, наоборот, считает духовное бытие (человеческая психика) естественным и вторичным.

Вопрос о бытии встал в философии ещё и потому, что разные направления философии интересовались, а существует ли бытие. Не есть ли окружающее лишь галлюцинацией, сном? Если оно есть, то тогда его надо изучать. Субъективный идеализм считает, что всего нет, а существует только “я”, и человек купается в мире своего воображения. Достоверно одно,что у нас есть зрительные, слуховые и т.д. ощущения, но что за ними стоит? Поэтому, есть ли бытие, - философский вопрос. К этому пришёл Рене Декарт, считавший, что нужно доказать, есть ли “я”, т.к. “я” – тоже бытие. Если есть “я”, то есть что-то и за пределом меня. Он сказал: “Я мыслю – значит, я существую”.

Проблема Батия стала уже в глубокой древности. В элейской школе выдвинули 3 проблемы касательно Батия и небытия [Ксенофан, Парменид]. Они обобщили существовавшие до них точки зрения и пришли к выводу, что есть 3 точки зрения:

1. Существует только бытие, а небытия нет (они только её считали правильной; её поддерживает современная наука и религия);

2. Существует бытие и небытие;

3. Бытие и небытие тождественны.

В ту эпоху всё пронизывал дух агона, поэтому сторонников 2. и 3. точек зрения они считали пустоголовым племенем.

В христианстве в первой главе Библии идёт речь о том, как Бог за 6 дней создал мир. Современная наука поддерживает такую последовательность. В Библии не говорится, из чего. Или из существовавших до бытия предпосылок или из ничего. Из-за этого многие богословы в течение веков спорили и решили, что Бог создал мир из ничего (современное христианство). Но можно ли считать действительным, что бытие создано из ничего, аз бытие – то, что существует? Ведь до создания бытия Бог существовал. Существовало божественное бытие. В Библии не говорится, рождался ли Бог или существовал вечно?

В языческой религии древних греков говорится, что боги родились из Хаоса – огромной чёрной бездны, из которой родился Кронос и породил весь мир. Религия древних греков, уйдя дальше христианства, отвечает на вопрос, откуда взялся Хаос. Значит, у них бытие родилось из бытия. Т.е. небытия не было раньше. Пустота не может родить что-то. Если бытие существует, то оно вечно было в прошлом и какое-то будет в будущем. На такой же позиции стоит и современная наука. Космология изучает вселенную в её бесконечности, согласно ей вселенная родилась 12 млн. лет назад в результате большого взрыва – раздвижения вселенной. До вселенной существовала некая сверхплотная точка (сингулярность), которая и взорвалась. До вселенной существовала сингулярность. Также в космологии существует гипотеза пульсирующей вселенной – затормозится развёртывание вселенной, затем оно сдвинется в точку (как 12 млн. лет назад была сингулярность), затем взрыв и т.д.Главное – все науки отрицают существование небытия.

Если бытие – это всё то, то существует (материальная + духовная сфера), то легко определить, что такое материя, а что дух.

Материя – всё то, что не дух (если исключить из бытия дух). Дух – наоборот. Они определяются путём сравнения и противопоставления.

Материя (в учебной литературе) – объективная реальность, существующая вне сознания (до, после) 0 половина бытия, часть бытия. Это определение с максимально широким охватом. Современное определение материи – то, что противопоставлено духу.

Дух воспринимается через органы чувств; т.е. фиксируется в сознании органами чувств. Мысль – это духовная сфера, т.к. её нельзя измерить приборами. Мысль не материальна, а идеальна, т.к. не содержит ни грамма вещества, значит, она не фиксируется.

Субстанция – основа бытия – всего, что существует. Материализм, идеализм и религия по-разному понимают эту основу. Материалисты считали субстанцию основой бытия (Фалес: “Всё возникло из воды и из огня”?). Религия понимает субстанцию как не материальное вещество, а сверхъестественный дух (субстанция - Бог).

Рене Декарт назвал сознание, психику – непротяжённой субстанцией.