А) Заметки к "Процессу" Кафки

Работу надо посвятить Герхарду Шолему.

В чердачных комнатах, где расположена контора, су­шат белье.

Попытка отодвинуть туалетный столик барышни Бюрстнер в центр комнаты.

Люди, которые взяли с собой подушечки, чтобы лег­че было упираться в потолок головами.

Из смысловых слоев высший — теология. Из слоев пе­реживания самый глубокий — сон.

Как держит голову: в соборе, на казни и вообще.

Функция истории о стражнике. Экскурс о коммен­тарии. Сходство с историей Хебеля.

"Решение": казнь как стадия процесса. Некий голос, подводящий итог.

Значение шлюх.

О воздухе в помещениях суда; жара и духота среди мертвых.

Обращение слоя сна в слой теологический осуществ­ляется посредством коммуникации жилых помещений с помещениями суда.

"Совесть" как продукт распада и как заведомое зна­ние несчастья.

Интерпретация пролетарских кварталов и пролетар­ского жилья как судебной резиденции.

Сравнение с "Превращением"; заметить, что в "Про­цессе" не встречаются животные.

Сравнение со сказочными комедиями Роберта Вальзера.

По оплошности слишком громкое поведение в соборе.

Суд как инквизиторское и физиологическое пыточ­ное учреждение. Сравнение с судом инквизиции.

Развенчание, расколдовывание "оккультного" поня­тия "стражник" в комментарии ко вставной истории.

Неназываемость этой истории — по сути она не мо­жет быть названа. Как таковая, она живет в измерении арабских и иудейских трактатных названий.

Сравнение с Агноном.

Все помещения в этом романе взаимоподменные и все готовы в любой миг поменять свое назначение: собор, зал суда, контора, бордель, лестничная клетка, ателье, меблированная комната, коридор.

Очень важный вопрос: почему почти ни слова не по­трачено на изображение "мук" обвиняемых?

Взаимозаменяемые персонажи? Заместитель дирек­тора, барышня Бюрстнер, племянник хозяйки — все ка­кие-то наскоро вставленные люди.

Вычленить из этого романа теологическую категорию ожидания. Так же как и теологическую категорию "от-

срочки". "Отсрочка" в судопроизводстве, важнейший момент которого: судебное расследование постепенно переходит в приговор. Ожидание: тут надо бы первым де­лом проследить, когда, где и как часто главный персо­наж изображен в процессе ожидания. Судный день, день воскресения как день ожидания.

Составить полное описание этого судопроизводства.

Значение портретов судей. Висят над дверью, как нож гильотины. Сравнить с Кальдероном: ревность как са­мое страшное изуверство.

Как объяснить оппозицию барышни Бюрстнер ко всем остальным персонажам романа?

... Стриндберг: "Путешествие в Дамаск"

"récompense ou ... châtiment, deux formes de l'éter­nité"* — Бодлер, Les paradis artificiels, Paris, 1917, p. 11.

Отвращение и стыд. Соотношение двух этих аффек­тов и их значение у Кафки.