Б) Идея мистерии

Изобразить историю как процесс, в котором человек — он же доверенное лицо бессловесной природы - выступает с иском на творение и на отсутствие обещанного мессии. Верховный суд, однако, решает выслушать свидетелей будущего. Появляются поэт, который будущее чувствует,

* "возмездие или... кара, две формы вечности" (франц.) 214

художник, который его видит, композитор, который его слышит, и философ, который его ведает. Их показания не совпадают, хотя все они свидетельствуют о грядущем при­ходе мессии. Верховный суд не решается выказать свою нерешительность. А посему все новым истцам и все но­вым свидетелям нет конца. В ход идут пытки, появляют­ся мученики. На скамье присяжных — живущие, которые с равным недоверием внимают как истцам-людям, так и свидетелям. Места присяжных по наследству переходят к их сыновьям. Но в конце концов в них пробуждается страх, что их из этих мест изгонят. Наконец, все присяж­ные бегут, остаются только истцы и свидетели.

2. Заметки (до 1931 г.)