А) Заметки к ненаписанному эссе и к докладу 1931 года

Попытка схемы к "Кафке"

Кафка все человечество обращает в прошлое.

Он отбрасывает тысячелетия развития культуры, не говоря уж о современности.

Мир с точки зрения своего природного развития на­ходится у него на той стадии, которую Бахофен имено­вал гетерической. Романы Кафки разыгрываются в ми­ре первобытной трясины.

Именно этот мир, а не наш сегодняшний, сталкива­ет Кафка в своих книгах с миром законов иудаизма.

Это выглядит так, словно Кафка хотел выявить гораз­до большую, чем принято думать, пригодность торы для понимания затерянной в ней доисторической стадии развития человечества.

Но эта стадия и в самой торе не вполне безвозврат­но утеряна. Законы чистоты и трапезы относятся к пер­вобытному миру, от которого ничего более не осталось, кроме этих защитных обычаев.

Иными словами: только галаха еще хранит в себе следы этого отдаленнейшего образа существования человечества.

Книги Кафки содержат недостающую агаду к этой галахе.

Однако в теснейшей связи с этим агадистским текс­том в его книгах содержится и текст профетический, пророческий.

Гетерическому природному бытию иудейство проти­вопоставляет кару.

Пророк видит будущее под знаком кары.

Грядущее для него не есть следствие недавно минув­шей причины, но кара за некую, иногда давно прошед­шую вину.

Вина, однако, которой в форме кары подчинено на­ше ближайшее будущее, есть, по Кафке, гетерическое существование человечества.

Это пророчество относительно нашего ближайшего будущего для Кафки куда важней, нежели иудейские тео-

логизмы, которые только и хотели найти в его творчестве. Кара важнее самого карателя. Пророчество важнее, чем Бог Современность, наше привычнейшее окружение, для Кафки, таким образом, полностью отпадает. Весь инте­рес его на самом деле направлен на новое, на грядущую кару, в свете которой, правда, вина становится уже пер­вой ступенью избавления.