Заметки 7

К Открытому театру Оклахомы: в "Новом адвокате" "простоватый служитель наметанным глазом скромно­го, но усердного завсегдатая скачек"32 наблюдает за ад­вокатскими гонками.

Низкий потолок — в комнате адвоката тоже такой — придавливает обитателей как можно ниже к полу.

/У Кафки есть одна весьма примечательная склон­ность как бы изымать из событий смысл. Взять, к при­меру, того судейского чиновника, который битый час сбрасывает адвокатов с лестницы. Тут от события уже ничего не остается, кроме жеста, давно выпавшего из всяких аффективных взаимосвязей./

/Воспоминание как задача, как трудность: "не зная ни самого обвинения, ни всех возможных добавлений к нему, придется описать всю свою жизнь, восстановить в памяти мельчайшие события и поступки и проверить их со всех сторон. И какая же грустная это была работа! Может быть, она подходит тем, кто, уйдя на пенсию, за­хочет чем-то занять мозг, уже впадающий в детство..." ("Процесс", с. 222)/33.

/К. берет одну из бумаг со стола, кладет ее на ладонь и, постепенно поднимаясь с кресла, протягивает ее обо­им собеседникам. ("Процесс", с. 226)/34.

Сравнение Кафки и Пиранделло. Экспрессионист­ский элемент у обоих. Всякая ситуация исходит из од­ной вечности и уходит в другую.

/"Непроницаем был мир всех важных для него ве­щей" - пишет Макс Брод. И думаю, позволительно пред­положить, что многие, если не большинство из этих не-проницаемостей крылись для него в совершенно неприметных или по меньшей мере скупых жестах, по­доплеку и жизненное пространство которых он показы­вает в своих романах./

Условные придаточные предложения у Кафки — это ступени лестницы, уводящей все глубже и глубже вниз, покуда мысль его не окунется наконец в тот слой, где жи­вут его персонажи.

Суды ютятся на чердаках. Возможно, мы больше при­близимся к их пониманию, если вспомним, что чердак вообще такое место, где обретаются завалявшиеся, по­забытые диковины. Так что, быть может, необходимость предстать перед этими судами сродни тому жутковато­му любопытству, с которым мы приближаемся к запы­ленным сундукам, годами простоявшим на чердаке./

/Для понимания взаимоотношений кажимости и сущ­ности в этом мире важны портреты судей, а особенно зна­чима фраза Титорелли: "Если бы я всех этих судей на­писал тут, на холсте, и вы бы стали защищаться перед этим холстом, вы достигли бы больших успехов, чем за­щищаясь перед настоящим судом". Сравни также по­нятие "мнимого оправдания". /35

"Все на свете имеет отношение к суду" ("Процесс", с. 262)36.

"Суд ничего не забывает" ("Процесс", с. 277)37.

/В то время как "Процесс" в большей мере показы­вает обвиняемого в обороне, "Замок" временами созда­ет ощущение, что тщетная задача высших властей — до­казать человеку его вину. И тогда получается, что их положение, несмотря на то, что они готовы на все ("За­мок", с. 498), столь же безнадежно, как и положение че­ловека, спрятавшегося в глухой обороне./

/"Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе — завершение, значит, бездеятель­ность, первое - начало, значит, действие". Китай при­держивается первого, Кафка — второго ("Как строи­лась...", с. 244)/38.

Мир предстает у Кафки в кризисе; под непрекраща­ющимся дождем или снегом он переходит из одного со­стояния в другое. О взаимоотношении этих двух состо­яний говорится намеками: "Только здесь страдать — это страдать. Не в том смысле, что те, кто страдает здесь, где-то в другом месте из-за этого страдания будут воз­вышены, а в том смысле, что то, что именуется в этом мире страданием, в другом мире, не меняясь и будучи ос­вобожденным от своей противоположности, является блаженством" ("Как строилась...", с. 245)39.

Диалектические противоположности ситуаций: срав­нение человека с бильярдом, который сперва разруша­ют, и лишь затем подвергают опустошению. ("Как стро­илась...", с. 248)40. Или еще: "Что следует деятельно разрушить, то надо сперва крепко схватить" ("Как стро­илась...", с. 244)41.

Один из важных образов — ватага ребятни, что встре­чается и в "Охотнике Гракхе", и у Титорелли.

Попытка истолковать эпизод с языческими карти­нами: во времена ада новое - это вечно одно и то же.

"Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь" ("Процесс", 391)42. Этими последними словами, которые К. слышит в соборе, высказано то, что суд, по сущест­ву, нисколько и ничем не отличается от любой житей­ской ситуации. Ибо такое можно сказать именно что о любой ситуации, правда, если предположить, что воспри­нимаешь ее не как развиваемую К., а как внеположную ему и его ждущую. Но именно это и происходит с осо­бой выразительностью в девятой главе, откуда и взяты процитированные выше заключительные слова. При­мерно так же, наверно, складываются ситуации во сне: мы попадаем в них, как в некие пустые формы, из кото­рых изливается самое наше существо в материи страха, вины или как там его еще можно назвать.

/Красота у Кафки никогда не выступает на стороне женщин-потаскушек, зато встречается в совершенно не­ожиданных местах, например, в лицах обвиняемых./