Тезис: понимание

«Как сердцу высказать себя? Другому как понять те­бя?» — писал Федор Тютчев. Вот вопросы, способные озадачить всякого, кто хоть сколько-нибудь задумыва­ется над тем, как мы общаемся. А задумывается над этим рано или поздно каждый здравомыслящий человек, ибо суть всякой разумной жизни — общение. Да и только ли разумной?

Если серьезно задуматься, то мы придем к выводу, что общение начинается еще на доклеточном уровне даже в неорганическом мире. Ведь взаимодействие рибонуклеиновых кислот, молекул, атомов — не что иное, как посто­янный обмен информацией, который осуществляется посредством определенных сигналов. И если хоть на миг прерывается этот обмен, наступает разрушение, дезорга­низация, угасание, гибель. Жизнь — общение, смерть — разобщение.

И мир существует потому, что он существует в обще­нии. Ведь само слово «общение» родственно однокоренным понятиям, таким, как «сообщение» и «общность». А общность — это целое, цельность, целостность.

С другой стороны, всякое общение возможно при ус­ловии понимания. Даже молекулы ДНК, несущие гене­тический код, прежде чем соединиться друг с другом, вынуждены «понять» друг друга. Отторжение транс­плантата — следствие нарушения тканевого общения, результат клеточного и молекулярного «непонимания».

Человеческий интеллект вербализовал общение, со­здал модель мира посредством слов, и тем самым — с од­ной стороны, разрешил ряд сложнейших проблем, а с другой... создал ряд не менее сложных и фундаментальных, одна из которых — проблема непонимания.

Слово — лишь копия предмета, и никогда не заменит сам предмет. Именно поэтому человек никогда не сможет сказать того, что чувствует или знает, или думает. В лю­бом случае получается, что «мысль изреченная есть ложь». При таком положении дел уже не столь бессмыс­ленным кажется разговор, подслушанный на улице:

— Я люблю тебя.

— Откуда ты это знаешь?

— Как это — знаю? Я просто люблю...

— А что значит — люблю?

И тем не менее, мы в большинстве своем общаемся, живем, поддерживаем друг друга, но... до тех пор, пока сохраняется понимание, даже несмотря на всю туман­ность наших слов.

С другой стороны, мы можем узнать человека больше или меньше, чем он сам себя знает, но мы никогда не узна­ем его так, как он сам себя знает. В этом один из жизнен­ных парадоксов.

Понять пациента — значит наполовину разобраться в его проблемах.