Тема 3. Философия средних веков.

Характерные черты средневековой философии. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Креационизм. Провиденциализм. Истолкование природы времени и вечности. Средневековый символизм. Откровение и вера. Разум и вера, концепция двойственной истины. Средневековое понимание общества и природы. Средневековая теодицея. Соотношение философии и теологии.

Августин. Перманентный креационизм. Вневременной характер бытия бога и временность бытия мира. Неизменность божественного предопределения. Время и движение. Идея истории как линейного процесса. Проблема теодицеи. Вера и разум. Приоритетность веры. Коллективный опыт как опора веры. Опора на скептиков в попытке принизить науку. Радикальный скепсис индивида как его путь к выводу о несомненности собственного существования. Априоризм в решении проблемы источника знаний. Божественное озарение. Знание и мудрость. Теоцентризм и антигуманизм августиновой концепции морали. Фатальность божественного предопределения, избранность к спасению и гибельность для человека опоры на собственную свободную волю.

Фома Аквинский. Основные представители схоластической логики. Синтез теологии и философии на основе схоластизированного аристотелизма. Проблема "разум - вера". Проблема "бог - мир". Философия как преддверие теологии. Пять путей к богу в рамках апофатической теологии. Проблема божественного руководства миром со стороны бога. Учение о душе.