РУССКАЯ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Ф.М. Достоевский (1821-1881) – особое явление в развитии русского философского самосознания; он носитель наиболее характерных его черт в их единстве. Достоевский – философ, наиболее глубоко осознавший особенности русского мировосприятия и миропонимания и придавший ему тот вид, который позволил русской философской культуре стать частью мировой культуры. Нетрадиционность философских выводов Достоевского, отражение в них глубинных основ Бытия и потому противоречивость содержания в них этого отражения по отношению к внешним проявлениям жизни уже изначально предопределили значительную непонятность и неприятие мыслителя современниками, последующими поколениями. И только тогда, когда внутреннее понимание становилось внешним, ощущаемым, возникало осознание величия духа Достоевского и тех невозвратимых потерь, которые связаны с поверхностным отношением к его философии.

Русские мыслители следующих после Достоевского поколений творили под воздействием идей Достоевского, указывая на его роль как философа. Так, С.Н. Булгаков писал, что в романах Достоевского заключается больше подлинной философии, нежели во многих томах философских сочинений, отмечая при этом, что понимание общего значения философии Достоевского остается и надолго останется уделом лишь немногих и, может быть, раскроется лишь в будущих временах. Но будущие времена это не только ХХ в. Именно потому, что идеи Достоевского носят философский характер, они и выходят за рамки любого конкретного времени. Это идеи о Бытии вообще, о человеке в нем, о смысле жизни и способе существования, об экзистенциальных проблемах, о добре и зле как неотъемлемой природе и сущности человека, о любви как уникальном сущностном чувстве человека. Философские идеи Достоевского – это философское самосознание, определение назначения и значимости философского постижения жизни для человека и общества.

Формировавшиеся на протяжении всей предшествующей истории в русской философской культуре такие черты, как отсутствие беспристрастности, правдоискательство, богоискательство и т.п. приобрели у Достоевского особое выражение: они стали целеполагающими осознанными основами его мировоззрения. Высокие нравственные ценности стали у Достоевского основным оценочным критерием при определении значимости философских выводов.

Приверженность Достоевского идее социальной справедливости определила его критическое отношение к действительности, сочувствие к обездоленным сделало его членом общества петрашевцев и социалистических кружков, заставило его активно включиться в антигосударственную деятельность. За это в течение более десяти лет – арест, тюрьма, смертный приговор, замененный каторгой и солдатчиной. Двадцать последних лет жизни – годы творчества, формирование самостоятельного, почти уникального, а потому так трудно постижимого, философского мировоззрения, позиции, понять которую можно лишь в контексте не только русской, но и мировой культуры.