Рационалистическая метафизика 17в.

Рационализм(Платон, Демокрит,Эпикур,Сократ, Кант)-основа бытия и познания-разум.онтологический рационализм-бытие разумно; близок идеализму но не идентичен; гносеологический рационализм-в основе познания лежит разум; отвергается схоластика и откровения; этический рационализм-в основе этики поведения-разум.Рене Декарт - основоположник; доказал-мышление-работа разума, то в основе бытия познания может лежать только разум;“я мыслю,следовательно, я существую”;базовое понятие субстанция-все,что существует не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя, такой основой может быть бог; сотворенные субстанции самодостаточны только относительно друг друга и вторичны относительно бога; субстанции делятся на: материальные, имеют общий признак-протяжение, делимость; разум духовные(идеи),общий признак-мышление, неделимость; остальные св-ва субстанции-модусы(форма,движение,чувства, ощущения); человек-2 субстанции-матер. и духовная-идея дуализма; автор концепции психо-физического параллелизма-биология и психика развиваются отдельно, но синхронизированно, что прекрасное доказательство бога,если бог все бытие: обзества, человека, общества в природе; решил основной вопрос философии в рамках дуализма-материя и сознания соединяются только в человеке и являются проявлениями единого бытия; основа познания-интеллектуальная интуиция-в основе дедукция-опирание на истинное знания+четкие логические приемы;используя достоверные знания,логические приемы,разум получают достоверные знания; разделять сложные задачи на простые; идея врожденных идеях-сущ. идеи-аксиомы-изночально достоверные которые бывают 2 видов: понятия(бог,тело,душа); суждения(из ничего нет ничего). Бенедикт(Барух) Спиноза-теория субстанции-продолжение тории Декарта; решено противоречие дуализма-субстанция независима, но зависит от Бога-всей субстанции; учение о единой субстанции-нет различия м/у богом и субстанцией;природа и бог едины;вещи-проявления-”моду сы”субстанции природа бог;причина модусов субстанция они зависят от нее следовательно изменчивы,движимы,смертны; субстанция-независима, безконечна, веч на, неподвижна, имеет св-ва протяжения и мышления; выделял 3 ступени познания:чистое познание-из разума человека независимо от окружения; познание-в результате деятельности разума; чувственное отражение мира-недоказуемо неполно,недостоверно.В этике:свобода-осознанная необходимость; зная законы природы,общества,человек должен корректно ставить цели и стремится к ним; пытался доказать ее математически; нужно видеть общую картину бытия и личные неудачи окажутся малыми. Лейбниц-математик;автор матем. логики,анализа теории пределов,решил аппории Зенона; автор 3 философий теория монад-мир состоит из мельчайших частиц-монад-неделимы, непротяжимы,имеют душу,4качества:стремление ,влечение, восприятие, представления; монады невидят друг друга, но видят весь мир, чтобы увидить другую надо увидеть мир; согласуется с теор. эл. частиц и вероятности;люди видят свои дальние и близкие цели(монады видят мир) и если у людей их нет-не видят, и видят при их появлении-современный персонализм; 4 вида монад:голые-основа вещей;животных-ощущния без самосознания;человека-сознание,память,мышление;высшая-Бог.теодицея-оправдание бога; бог создал мир со зло м,чтобы человек понял добро.изотерика:выживает наилучшим образом согласующееся с ситуацией и имеющее больше связей с окружением; основа массового сзна ния.Общ. сознание 3 уровня:общ.-психолог-обыденный характер духовного пр-ва;общ.-идеолог-профессион. уровень;комформисткий-приспособленческий, постр оен ный на желании выжить,а)-понятие ситуации и согласование с ней действий б)-нахождение союзников. а-манипулируется переверанием прошлого,на стоящего ,будущего; б-манипул.общ.опросами-манипул. массовым сознанием.