Эволюция английского эмпиризма

Эмпиризм-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; основатель Бэкон,продолжили Гоббс, Локк. Эмпиризм - направление субъективного идеализма-единственная реальность - идея- существует только в сознании человека - сознание человека является существенной реальностью, вне которого нет ничего.(Джордж Беркли, Дэвид Юм). Джон Локк-основатель англ. сенсуализма - ощущения единственный источник познания. Выдвинул идею первичных и вторичных качеств: как у Платона:хождение под парусами(чувственное познание); хождение на веслах(понятийное), так у Локка: первичные-объективные(движение, непроницаемость, плотность, объем)-св-ва описываемые механикой; вторичные-субъективные(запах,цвет,вкус). В отношении человека о первичных качествах дают информацию чувств (по одежке встречают), а духовные качества вторичны; считал мир материалистичен; в основе познания лежит только опыт; сознание-пустое помещение”чистая доска”,заполняющееся опытом в жизни; источник опыта-мир; идеал государства- построенное на раздаление властей; независимо от Монтескье и после Римского права предложил гос. власть разделить на 3 ветви, что было и сделано. Юм-субъективный идеалист; не отрицал понятия причинности образования мира и.т.д., но считал необхадимо заниматся практическими проблемами общества; проблема отношения бытия и духа неразрешима; сознание человека склонно к идеям; человек концентрированная идея; без идеальной сущности(воспитания,опыта,системы ценностей) человек несможет полноценно воспринять мир; человек состоит из двух идеальных начал: впечатление внешнего опыта- приобретенные знания, опыт; впечатления внутреннего опыта -аффекты и страсти, играющие большую роль в жизни человека и истории.Считал себя человеком с большой долей скептецизма; был популярен у буржуазии. не был агностиком-отрицание возможности познания мира. Беркли(епископ)-субъектив ный идеалист; считал материализм опасным для богатых и критиковал своих друзей Локк, Бэкона и Гобса, применив “бритву Оккама”; существуют отдельно вещи, отдельно ощущения- материи нет; материализм тупиковая ветвь философии- материалисты не доказывабт первичность материи перед идеей; идея первична- вещь сначала задумывается, потом воплощается; мир задуман Богом; реально только сознание человека, после смерти исчезает все; идея самостоятельна и не является отражением мира.